Добрый день! Поздравляем всех с наступившим Новым годом и приветствуем на страницах рубрики «Удивительно, но факт…»!
Новый год, Рождество, зимние каникулы для каждого из нас неразрывно связаны с праздничным семейным застольем, подарками и пожеланиями благополучия.
В двух предыдущих выпусках нашей рубрики мы рассказывали вам о новогодних и рождественских традициях и обычаях разных стран и народов мира. Сегодня поговорим о том, как с этим обстояли дела на Руси, ведь приближается светлый праздник Рождества Христова. И если вы собираетесь поздравлять своих друзей и близких с Рождеством, не поленитесь, сделайте это в соответствии с нашими народными традициями.
Эти традиции возникли в глубине веков, задолго до крещения Руси. А узнать о них побольше нам поможет исследователь народного творчества и обычаев, знаток празднично-игрового наследия, участник творческого объединения «Играй, Город!», руководитель Клуба народного творчества «Плетень» – Илья Владимирович Ахромеев (на фото ниже).
ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ – СВЯТКИ
(ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НА РУСИ)
Для понимания сути череды зимних праздников вспомним, что наши предки жили по солнышку, с его восходом вставали, с закатом ложились. Летом много работали, а зимой много спали. Видели отражение человеческой жизни в годовом солнечном круге: юность и молодость сравнивали с весной, зрелость — с летом; считали, что осенью приходит старость, а зимой… Ну что ж, всех нас ждет зима… когда-нибудь. Интересно, что зиму всегда противопоставляли остальным временам года. Холод, отсутствие тепла и света. Все похоронено под снегом, мир изменился, стал иным. Солнце умирает, считали наши предки, в период зимнего солнцеворота. Астрономически это происходит в 20-х числах декабря и длится 5–6 суток. Самое темное время года. Затем начинается восхождение, увеличение солнечной силы. Год поворачивает на лето. Но мы помним: «Солнце на лето, зима на мороз». По сути, это лишь начало зимы.
Смена времен года в солнечном календаре астрономически привязана к зимнему и летнему солнцевороту, весеннему и осеннему солнцестояниям. Главные празднества славян как раз и были связанны с изменениями в природе и приурочены по времени к переходу солнца из одного состояния в другое. Эти события происходят не мгновенно, а в течение нескольких суток. Вот почему празднества древних славян длились неделю, а то и больше.
А уж на зимний солнцеворот отводилось целых двенадцать дней. То ли по аналогии с двенадцатью месяцами в году (по каждому дню смотрели, каким будет соответствующий месяц), то ли для сохранения равновесия мира: шесть дней считаются светлыми, а другие шесть — страшными. Солнце находится в царстве смерти, потом возрождается, а значит, происходит соприкосновение иного мира с миром живых. Граница между мирами становится столь тонкой, что потусторонние существа могут ее преодолеть. По поверьям, в мир людей приходят души пращуров, духи и даже боги. Это и есть Святки, святые дни, название которых изначально связывали со словом «свет». Магическое время! Можно, выражаясь современным языком, запрограммировать следующий год на благополучие, богатство, хороший урожай, выполнив определенные ритуалы. Можно спросить о том, что тебя больше всего волнует. И даже получить ответ на вопрос, если не побояться, конечно.
Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
В первую очередь люди стремились заручится покровительством благих предков, чтобы в доме, семье царили мир и благополучие. На Святки обязательно собирались все родственники. Готовилась праздничная кутья (каша из немолотого зерна), которую хозяин дома трижды подбрасывал в красном углу вверх, призывая таким образом предков принять участие в общесемейной трапезе. Через изобильную еду шла простонародная магия, закладывающая богатство и благополучие. Вспомните об этом, когда будете готовится к веселому праздничному застолью.
Не забудьте также, что в старину важными считались ритуалы, связанные с заклинанием домашнего хозяйства. Женщины пекли специальное печенье в форме домашних животных. Вот откуда пошли популярные и сегодня пряничные «козули» и «коровки». В старину таким печеньем угощали друг друга, кормили скотину, чтобы водилась-размножалась. Баранка тоже родом из святок — это символ зимнего солнца.
Так что советуем запастись баранками и другими сладостями на случай нежданных гостей. Ведь это могут оказаться колядовщики. Обычай обходить дома, славить хозяев, петь им ритуальные колядки-щедровки с благопожеланиями очень древний.
Считалось, что в образе колядовщиков приходят с того света предки, чтобы принести добро и благо своим потомкам. Но все равно это существа иного мира, чуждого живому человеку. Именно поэтому колядовщики рядились, чтобы скрыть свой лик от духов.
Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий. Могли нарядиться в одежду другого пола. Деталями костюма становились шуба, вывернутая наизнанку, шкуры и рога животных, очень часто — маска. Рядились животными — козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Изначально смысл древнего обряда колесования заложен в двух корнях самого слова: коло и еда, то есть еда по кругу. Собиралась ватага колядовщиков, которые по кругу совершали обход домов, пели величальные поздравительные песни, говорили благопожелания и за это получали от хозяев дары — еду. Позже колядовщики собирались в определенном месте и устраивали там веселую пирушку, на которою, кстати, мог прийти любой из тех, к кому они заходили, и кто их оделил. К тем же, кто не угостил колядовщиков, применяли, как сказали бы сегодня, санкции. Им пели корильные песни (желали «в доме чертей, в огороде — червей, на Новый год — сосновый гроб…»), а иногда могли наказать и по серьезному — поломать деревья в саду, разобрать забор. Не пускать колядовщиков или их изгонять считалось нарушением обычаев, обидой для предков.
После принятия христианства на древний солнечный наложился церковный календарь. В сознании славян к зимним святкам всегда привязано три даты: Рождество Христово, Новый год (Васильев вечер – в наши дни — это Старый Новый год, 13 января) и Крещение. Народ исправно ходил в церковь, постился и поминал тех или иных святых, не забывая, однако, своих исконных развлечений и обрядов, которые традиция предписывала проводить в святочное время. Ходили по домам небольшими компаниями, часто это делали дети, носили Вифлеемскую звезду, звонили в колокольчики и поздравляли всех с рождением младенца Христа. В рождественских песнопениях зачастую больше эмоций, чем поэзии, но искренность этих стихов только усиливает ощущения радости и света, которые дарит всем праздник.
Если вы собираетесь поздравлять своих друзей и близких с Рождеством, сделайте это в соответствии с традициями, особенно если у вас есть дети. Разучите колядки, нарядитесь правильно или смастерите Вифлеемскую звезду, главное — устройте настоящий праздник и себе, и всему, что нас окружает. Пусть мир станет хоть чуточку добрее и светлее.
Только постарайтесь сделать это в светлые дни — от Рождества до Васильева вечера (старого Нового года), потому что дальше наступают «страшные вечера», а это уже совсем другая история, ведь пришло время гадать.
Наверное, каждому из нас хоть раз в жизни хотелось узнать: «Что сбудется в жизни со мною?» Испокон веков люди пытались предугадать будущее — урожай, войны, свадьбы… Время гадания связано именно с соприкосновением миров при переходе солнца из одного состояния в другое. Ведь в иномире не существует течения времени, там можно заглянуть и в прошлое, и в будущее; узнать, что «год, грядущий мне, готовит». При этом обращались к потусторонним силам. А значит, снимали с себя любую религиозную символику, в первую очередь крест. Еще требовалось распоясаться или даже раздеться и распустить волосы — стать максимально открытым и незащищенным.
Конечно, в основном гадали девушки и женщины. Им это ближе. Считается, что в самой женской природе заложена связь с потусторонним миром: рожая детей, женщина приводит в мир живые души. Полагали, что и магические способности у женщин проявляются лучше, чем у мужчин, что ворожить на бытовом уровне может научиться практически каждая.
Существовали гадания и у парней. Конкретные, брутальные. Например, выходил молодой человек во двор, обнимал забор, а потом считал сколько штакетин обхватил (четное количество — все будет хорошо). Или бросал из сеней в избу полено и слушал: глухо упадет — жена будет тихая, спокойная да смиренная, с грохотом — достанется сварливая и кричащая. Главное — предупредить домочадцев, если соберетесь погадать подобным образом.
Конечно, самыми распространенными были гадания девушек на будущего мужа. Ведь, выходя замуж, она уходила из отчего дома, отрывалась от своей семьи и переходила в другой род. Известно немало способов девичьего гадания: на воде, на воске, на зерне, на петухе… Кидали валенок через забор: в какую сторону носком упадет — оттуда и сватать приедут…
Самые яркие виды святочных гаданий — «подблюдные», основанные на принципе жребия. Каждая из гадающих клала в специальное блюдо с водой свое украшение (колечко, сережку, брошку). Затем хор пел песни, а один человек не глядя вынимал из чашки положенные туда предметы; чью вещь вынимали, к тому и относилось содержание слов песни… Сколько бы веков ни прошло, погадать на суженого всегда интересно практически каждой. А уж как именно и чему верить, зависит от самой девушки.
Существовал и еще один специфический вид ритуалов — бесчинства. Занимались этим только парни, к которым иногда присоединялись особо буйные взрослые мужики, но все же для последних это было не принято, потому что всевозможные пакости осуществлялись в отношении хозяев дома. Это хулиганства, которые не ставили своей целью совсем уж навредить, а скорее создать некоторые жизненные неудобства:
– парни могли стащить со всего села сани, спутать их оглоблями и оставить посреди деревни, чтобы потом мужики их долго разбирали.
– или дрова со двора перекидывали на улицу и закладывали снаружи ворота.
– или в трубу засовывали птичье перышко: когда печку топили, перышко начинало крутиться и гнать дым обратно в избу.
– могли даже закатить телегу или сани на крышу дома…
Конечно, все в деревне знали о подобных обычаях. Бывало, некоторые хозяева не спали, караулили свой двор, гоняли парней, не давали им бесчинствовать. Но, если не укараулил, не обижайся.
В чем смысл бесчинств? Это обережная магия. Чтобы все было хорошо, надо сейчас, на Святки, пережить какие-то неприятности. Чем больше натерпишься, тем потом легче будет. Чем-то похоже на современные прививки от болезни. Кроме того, на Святки с того света приходят предки, духи. У каждого существа, раз оно пришло оттуда, есть и не благая сторона. Любую нежить надо опасаться. Вот парни и старались бесчинствовать втихаря, чтобы вообще на людей не подумали. Как будто это сделала нечистая сила.
Конечно, в течение всего года проводились посиделки, вечерки, когда молодежь приходила в выбранную избу с какой-то работой, а заодно парни и девки могли приглядеться друг к другу, познакомиться. А вот в период святочных праздников собирались специально, чтобы потанцевать и подурачиться. В эти дни допускались особые эротические игрища с элементами бесчинства и даже похабщины. Таким образом молодых людей сексуально просвещали, готовили к семейной жизни. Но есть и другой смысл. В представлении наших предков Святки — не только время смерти, но и период зарождения новой жизни, которая появится только весной. Поэтому совершались обряды, связанные с живородным началом, символическим зачатием, засеванием жизни.
Например, игра в покойника, или умруна, была ритуальной. Ряженые вносили в избу завернутого в белый саван парня с обсыпанным мукой лицом, с зубами, вырезанными из брюквы, и под общий смех клали его на лавку. Участники игры оплакивали и отпевали умруна, пародируя церковный обряд. Девки целовали и обнимали «покойника», пытаясь воскресить. У того под простыней был предмет, поднимающийся после девичьих усилий по оживлению. Внезапно умрун оживал, вскакивал со своего места и начинал бегать по избе за девками и колотить поднявшимся предметом, оделяя их своей животворящей силой.
Все заканчивалось на Крещение. В наши дни в прорубь окунаются и взрослые, и дети, а раньше всеобщее крещенское купание принято не было. Вот если во время Святок человек ходил ряженым, участвовал в игрищах или бесчинствах, то есть творил неприемлемые в нормальной жизни дела, то ему следовало завершить этот период надлежащим образом, чтобы вся нечисть не пристала к нему, не испортила наступающий год. Тогда и купались в проруби, очищались крещенской водой.
Вот такие они — загадочные многослойные Святки. Здорово, что у нас новогодние каникулы, и мы успеем все: посидеть семьей за праздничным столом, наколядовать всяческого благополучия друзьям и близким, вдоволь почудить и подурачиться и, конечно, нагадать себе здоровья, богатства, любви и удачи. И тогда обязательно наступивший год будет щедрым и добрым.
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://7dach.ru/Kantristyle/svyat-svyat-tradicii-prazdnovaniya-svyatok-105131.html;