Всем доброго времени суток! Поздравляем вас с Новым годом и приветствуем в рубрике «В мире творческих идей»!
Продолжим наше знакомство с различными видам работ в технике «БУМАГОПЛАСТИКА».
Мы уже освоили самые популярные виды простой и сложной аппликации из бумаги, немного поговорили о таком виде творчества, как коллаж из бумаги, рассказали вам о самых популярных техниках поделок из бумажных салфеток – мозаика из салфеток и из салфеточных комочков (шариков), торцевание, декупаж и пейп-арт, а также познакомились с искусством изготовления объемных цветов из бумаги, гофрированной (крепированной) бумаги и бумажных салфеток
Напоминаем вам, что в последнее время мы рассматриваем наиболее распространенные виды искусства оригами…

Мы уже познакомились с историей возникновения и распространения оригами, а также с такими техниками оригами как классическое оригами, мокрое складывание оригами и модульное оригами, в том числе шары кусудама. Сегодня рассмотрим еще один вид модульного оригами – МОЗАИКА ИЗ ОРИГАМИ.

ОРИГАМИ-МОЗАИКА
Японское искусство по складыванию фигурок из бумаги стремительно развивается и выходит на новый уровень, появляются всё новые виды и техники оригами.
Оригами-мозаика, другими словами обозначает, что привычное нам оригами легло на плоскость в виде объёмной картины.

Молодой японский инженер Кота Хирацука придумал сложную мозаику. Сегодня мы с вами имеем возможность рассмотреть на Музее Дизайна некоторые его произведения.
Заниматься оригами Кота Хирацука начал в шесть лет, его научила этому мама. Мальчику понравилось заниматься складыванием, и с годами он старался совершенствовать своё мастерство.
К двадцати годам он стал мастером, и творческая фантазия повела его дальше.
Кота Хирацука всего 24 года, а он уже известен во всём мире как оригами-инженер, который творит удивительные картины.

История начиналась мучительно, как и у многих творческих людей. Но стоило только понять, что именно должно получиться, как работа закипела. Мучаясь от бессонницы, молодой человек пытался придумать новый дизайн.
Композиция должна была быть выполнена с соблюдением старинных традиций и одновременно разнообразить коллекцию японского оригами. Время шло, руки что-то делали, а образ не получался. Один за другим листы отбрасывались в сторону, а нервная система начинала давать сбой.
В очередной раз, выровняв бумагу после неудачного складывания, молодой мастер решил сделать перерыв и оставил измятый макет на столе. Позже вернулся, посмотрел на него свежим взглядом, и чертёж изогнутых линий показался интересным… Вот тогда и пришло озарение возводить фигуры на плоскости.
Выход из тупика в лабиринте оказался совсем близко. Чёткие линии, образовавшиеся на измученной бумаге, создали первый геометрический узор, который стал ключевым в его творчестве.
Теперь, кроме бумаги, инженеру понадобились линейка, ножницы, нож и клей. Картина была закончена только на следующее утро. Первая оригами-мозаика была выполнена в белом цвете и положила начало новой истории.
Вы можете возразить, сказав, что при складывании оригами не используют ни клея, ни ножниц, и именно этим и уникальна древняя методика. И действительно: в классическом варианте действительно и близко нет клея, и резать ничего не нужно. Но при создании сложных моделей для придания им жёсткости и обеспечения длительной сохранности используемые листы пропитывают клеевым составом, который содержит метилцеллюлозу.
Вот и получается, что работы Кота Хирацука являются прямыми потомками древнего японского искусства.
Конечно, сначала делаются наброски. Затем скрупулёзно формируются мелкие детали с определёнными линиями сгибов, которые образуют трёхмерную мозаику.
Если изменить угол наклона, то картина меняется до неузнаваемости. Получается почти бесконечность, заключённая в сложенных причудливым образом кусочках бумаги.
Такие произведения практически не поддаются описанию. Под другим углом обзора меняется игра светотени, и добрый улыбающийся лев превращается в дикого хищника, а голубая птица счастья – в каменный цветок. Работы Кота Хирацука напоминают разноцветные картинки в калейдоскопе. Вот такой фокус…

А ведь здорово у него получается, правда?
Можно попробовать повторить одно из творений Кота Хирацука, выбрав для начала самое простое. Начертите на бумаге рисунок и поломайте голову над складыванием фигурок нужной формы. Используйте клей для закрепления частей на основном листе. Если с черчением дела обстоят плохо, то можно поискать в интернет-магазине шаблоны в формате PDF, продаваемые Кота Хирацука, он даже гарантирует возврат денег в случае обнаружения изъяна в макете.
Мозаика из оригами интересна тем, что при очевидной простоте изготовления каждой детали разнообразие готовых композиций огромно. Даже небольшие изменения в выполнении или соединении элементов между собой открывают совершенно новые возможности.
Занимаясь оригами-мозаикой, дети овладевают умениями и навыками, оказывающими влияние на развитие пространственного воображения, творческого, продуктивного мышления, речи, памяти, внимания, на воспитание воли, активности и инициативы, вырабатывают усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Занятия оригами-мозаикой развивают мелкую моторику пальцев. Это очень увлекательное и полезное занятие для детей и взрослых. Осваивайте оригами-мозаику, привлекайте детей, и они отблагодарят вас удивительными необыкновенными работами!

В принципе сама по себе техника создания оригами-мозаики не сложная: для оригами-мозаики используются плоские модули формы – «двойной блинчик», «блинчик на выворот», «цветок», «цветок на конфетке», «звёздочка» и т.д. Эти модули для мозаик просто приклеиваются на основу близко друг к другу по схеме. Выбрать рисунки для мозаики-оригами также не сложно – это могут быть простые схемы для вышивки крестом…

А как делаются перечисленные нами плоские модули, мы вас сейчас научим:
БАЗОВАЯ ФОРМА «БЛИНЧИК»

Из этой формы делаются все остальные виды плоских модулей для оригами-мозаики:
«БЛИНЧИК НА ВЫВОРОТ»

Как видите, это всё тот же «блинчик», только уголки от центра, немного отклонены назад, как у раскрытого цветка.
«ДВОЙНОЙ БЛИНЧИК»
Делаем базовую форму – «блинчик», затем:


«ЦВЕТОК» и «ЦВЕТОК НА КОНФЕТКЕ»
Сложите базовую форму «блинчик».




Повторите то же самое с нижним карманом:

Раскройте правый верхний и 3 других треугольных кармана и расплющите их.


Если Вы вытяните два угла с изнаночной стороны, у Вас получится модуль «цветок на конфетке»:

«ЗВЁЗДОЧКА»

А сейчас поучимся экспериментировать с этими модулями, т.е. делать их ещё интересней…, например, сделаем «двойной блинчик» …
Теперь будьте внимательны! Не переворачивая, снова сгибаем все углы к центру, но одновременно поднимаются уголки снизу.

1 тип модуля. Готовый модуль имеет такой вид. Назовем его «Тройной блинчик»:

2 тип. Если приподнять треугольники перпендикулярно основному модулю, получится «Ершистый модуль». В мозаике этот модуль очень оригинален:

3 тип. А если в центре ещё поднять треугольники, то получится совсем замечательный модуль. Такой модуль красиво смотрится на мозаиках:

4 тип. А это модуль в перевороте.

Таким образом, один и тот же модуль имеет аж 4!!! типа!!! Все 4 типа модуля интересно использовать прямо в одной мозаике. Попробуйте, не пожалеете!
И ещё одна хитрость: делаем всё тот же «двойной блинчик»,

а теперь отогнуть уголки с этой стороны модуля и осторожно разрезать модуль по полам…


…и возвращаем уголки на место.

Эта маленькая хитрость позволяет составлять оригами-мозаику из разных цветов и оттенков, делая цветовые переходы не только по квадратам, но и по треугольникам, как хорошо видно на фото ниже.

И ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ МАСТЕРОВ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ-МОЗАИКА:
– Определившись с рисунком вашей будущей оригами-мозаики, приготовьте квадратные заготовки цветной бумаги (лучше всего взять офисную цветную бумагу) необходимых цветов.
– Помните, чем больше квадраты, тем крупнее получатся элементы, из которых будет состоять панно, поэтому, чтобы определиться с размерами заготовок, поэкспериментируйте с обычной белой бумагой.
– Нужное количество модулей для мозаики рассчитывается по схеме рисунка. Сделайте необходимое количество модулей разных цветов (цвета так же рассчитываются по схеме).
– Разместите модули на картоне или другом материале, который вы решили использовать в качестве основы. Отметьте, где нужно отпилить или отрезать, чтобы края основы не выступали за кромки модулей.
– Приклейте бумажные модули к основе, используя клей или двусторонний скотч. Дайте клею высохнуть.
– Помните, что при составлении мозаики модули должны плотно приклеиваться один к другому.
– Важно чтобы ряды мозаики были строго горизонтальны и вертикальны. Для этого разлинуйте основу будущей мозаики на клеточки.
– Мозаику большого размера лучше всего клеить на ДВП.
– И помните: Само главное условие при изготовлении модулей для мозаики – все квадраты для модулей должны быть одинакового размера.
Вот, пожалуй, все, что необходимо знать для начинающих работать в технике оригами-мозаика… А дальше, на помощь придет опыт, основанный на собственной практике, методом проб и ошибок, главное, не бойтесь экспериментировать и придумывать что-то своё, тогда у вас обязательно всё получится…

И, по традиции, для вашего вдохновения, предлагаем вашему вниманию несколько фотографий готовых работ, выполненных Кота Хирацука (и не только!) в технике оригами-мозаика…




















УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://bdsiz.ru/kak-sdelat-origami-iz-bumagi-mozaiku-kota-hiracuka-mozaika-iz-origami/;
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-origamimozaika-1916377.html;
https://www.liveinternet.ru/users/4699094/post295525049/;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/09/master-klass-dlya-vospitateley-po-origami-mozaika;