Всем доброго времени суток! Приветствуем вас в рубрике «В мире творческих идей»!
Напоминаем, что в последнее время мы знакомимся с различными видам работ в технике «БУМАГОПЛАСТИКА».
Мы уже освоили самые популярные виды простой и сложной аппликации из бумаги, немного поговорили о таком виде творчества, как коллаж из бумаги, рассказали вам о самых популярных техниках поделок из бумажных салфеток – мозаика из салфеток и из салфеточных комочков (шариков), торцевание, декупаж и пейп-арт, а также познакомились с искусством изготовления объемных цветов из бумаги, гофрированной (крепированной) бумаги и бумажных салфеток
В последних выпусках нашей рубрики мы рассматриваем наиболее распространенные виды искусства оригами
Не успел мир оглянуться, а искусство оригами уже фактически везде. Оно приобрело новые краски и оттенки, которые так или иначе накладывают культурные, национальные и исторические особенности, отличающие каждую страну и каждую национальность.
Многие страны обзавелись и «клубами по интересам», в данном случае — «клубами любителей оригами», где эти самые любители оригами, могут общаться и обмениваться опытом.
Мы уже познакомились с историей возникновения и распространения оригами, а также с такими техниками оригами как классическое оригами, мокрое складывание оригами и модульное оригами, в том числе шары кусудама и оригами-мозаика. Как вы, наверное, заметили: мы переходим от одной техники оригами к другой, по мере их усложнения. В то же время от техники к технике изделия становятся всё утончённой и интересней. И сегодня мы рассмотрим еще один вид оригами – ОРИГАМИ-РАЗВЕРТКА.
ОРИГАМИ-РАЗВЕРТКА (ПАТТЕРН)
РАЗВЁРТКА (англ. crease pattern; паттерн складок) или ПАТТЕРН (crease pattern, также CP) («развёртка» – устаревший термин) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели. Обычно для складывания оригами применятся пошаговая запись, но в случаях, когда фигурка оригами очень сложна и громоздка, используют технику «паттерн». ОРИГАМИ ПАТТЕРН ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ТЕХНИК СКЛАДЫВАНИЯ ФИГУРОК ИЗ БУМАГИ.
Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. Дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.
Другими словами, ПАТТЕРН или РАЗВЁРТКА — это авторский чертёж. На чертеже нанесена разметка. Заготовка сгибается в местах разметки, следуя задумке автора. На фотографии ниже приведены примеры развертки правильных многогранников:
Оригами-развертку (паттерн) часто называют паперкрафт, хотя и это ошибочно, т.к. паперкрафт и паттерн совершенно разные виды искусств, как по технике выполнения, так и в виде готовых работ.
Например, на фото лось, выполненный в технике оригами-развертка (паттерн): …
… и лось, выполненный в технике паперкрафт: …
Как видите – различия на лицо!
Готовое изделие в технике паттерн, внешне скорее напоминает мокрое складывание оригами (некоторые мастера оригами их даже объединяют), а техника паперкрафт, кстати, вообще не относиться к видам оригами, а является отдельным видом искусства, с которым мы вас тоже непременно познакомим, но немного позднее…
А сегодня наш рассказ о оригами-развертке (паттерн)…
Как мы уже сказали в начале паттерн – одна из самых сложных техник оригами. Паттерн бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой. Более существенно, однако, то, что паттерны стали использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых высот реализма.
Пример паттерна и конечной фигурки из этого паттерна:
Идея записи схемы в виде паттерна не так уж нова. Ещё в 1960—1970-х годах многие оригамисты, такие как Нейл Элиас, часто использовали паттерны для описания своих работ. Однако настоящая популярность к ним пришла в 1990-е годы. Причин к этому было несколько. Во-первых, намного проще нарисовать один чертёж, нежели детальную пошаговую последовательность складывания. Во-вторых, многие оригамисты используют паттерн в процессе разработки схемы, так что она достаётся им задаром. И, наконец, с ростом квалификации оригамистов по всему миру, стало больше людей, умеющих читать паттерны.
Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать — в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, ЧТО НА ПАТТЕРНЕ МОГУТ БЫТЬ НАНЕСЕНЫ НЕ ВСЕ СКЛАДКИ, ОН МОЖЕТ ПЕРЕДАВАТЬ ЛИШЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ — ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ ФОРМУ ДОЛЖЕН ПРИДАТЬ ФИГУРКЕ САМ СКЛАДЫВАЮЩИЙ.
Линии в развертках представляют выпуклые участки и вогнутые, соответственно их называют: горы и долины. Но в сложных паттернах редко применяются эти стандартные обозначения складок. Ведь на таких чертежах присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрихпунктирных линий делает его нечитабельным.
Общепринятой системы обозначений для паттернов вообще ещё не сложилось, однако есть несколько наиболее популярных:
НЕЯВНЫЙ ПАТТЕРН: все линии обозначаются одинаково:
ЯВНЫЙ ПАТТЕРН: линии “гор” и “долин” различаются:
Метод, широко используемый в печатных изданиях с черно-белыми схемами: горы и долины обозначатся линиями разной толщины.
Ещё один метод, разработанный для печати: «горы», обозначаются сплошными линиями, “долины” — пунктирными. Таких обозначений придерживается, например, Роберт Лэнг.
Метод, применяемый при публикации в Интернете: “горы” и “долины” обозначаются линиями разного цвета (обычно красного и синего).
РАЗБЕРЕМ СХЕМУ ПАТТЕРНА НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ (ВОЗЬМЕМ, КАК БОЛЕЕ ТРУДНЫЙ, НЕЯВНЫЙ ПАТТЕРН):
Дана базовая форма неявного паттерна кошки (автор Roman Diaz) …
… и ее образ (фотография):
Для складывания по неявному CP, следует придерживаться следующего плана:
- Определить какие области на паттерне соответствуют областям на готовой модели.
2. Определить визуально по модели, есть ли симметрия.
3. Найти точку отсчета (область на схеме, в которой направление складок известно на 100%)
4. Определить по схеме, есть ли элементы в модели, где используются базовые формы.
5. Определить относительное поведение складок внутри отдельных областей.
6. Сопоставить линии областей, в которых известно поведение складок.
7. Подобрать направление сгиба остальных линий так, чтобы известные линии оставили направление своих складок без изменения.
8. Масштабно увеличить схему до нужного размера и нанести линии, в соответствии с определенным направлением складок.
9. Подобрать методику получения отдельных линий для повторного складывания модели без использования паттерна.
Следуем этому плану:
- после краткого визуального анализа приходим к выводу:
Область 1 – голова и шея
Область 2 – грудь
Область 3 – хвост
2. Из рисунка видно, что область от хвоста до груди кошки симметрична относительно центра листа, следовательно, все линии, которые зеркальны относительно оси симметрии, имеют изгиб в одном направлении.
3. В качестве точки отсчета выберем область головы и шеи. Обратим внимание на области, выделенные на рисунке и на схеме.
Следовательно, области наружной части шеи и наружной части ушей на схеме имеют разную выпуклость, а значит про область головы и шеи нам известно следующее:
4. В модели базовых элементов нет.
5. Визуально оценив по рисунку приблизительное положение складок, можем оценить ноги и голову:
6. Сопоставим ноги и голову.
Сопоставив по рисунку синие области схемы модели, получаем следующую картину:
Остаются неисследованными только фиолетовые области:
7. Оценив фиолетовые области получаем следующее:
Теперь мы получили из неявной схемы – явную. 8 и 9 пункты в данном случае выполнять необязательно, т.к. масштабно увеличивать имеет смысл только у проблемных паттернов, а последовательность действий подбирать в случае, если имеются базовые элементы, однако пункт 4 у нас пустой.
Выполним построение:
А. перенесем линии неявной схемы на чистый лист в явном виде.
В данном случае явная схема нарисована на обороте отксеренного паттерна, поэтому она является его зеркальным отражением.
Б. Сложим те линии, которые имеют одинаковое направление складок, начнем со сплошной, затем пунктирной:
В. Постепенно совмещая линии, добиваемся наибольшей деформации, не нарушая целостности уже сложенных линий:
Г. Сопоставляя образ готовой модели и результат, полученный на данный момент, доводим модель до базовой формы:
Д. После получения базовой формы остается слегка подкорректировать базу и модель готова.
ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ ИЗ НЕЯВНОГО ПАТТЕРНА – ЭТО СДЕЛАТЬ ИЗ НЕЯВНОЙ ФОРМЫ ЯВНУЮ.
Начинающим оригамистам следует брать неявные схемы попроще, потому что, не набрав достаточно опыта при сборке простейших схем, вряд ли возможно собрать схемы, подобные дракону, паттерн которого был приложен выше. К тому же, неявные схемы такого уровня поддаются лишь 1% профессиональных оригамистов самого высокого уровня.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕСКОЛЬКО ЗАДАЧ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПАТТЕРНОВ:
- «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ УЗОРЫ» (БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА):
2. «ЛИСА»:
3. «ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА»:
4. «БЕЛКА»:
5. «СИДЯЩАЯ ПТИЦА»:
6. «ЁЛКА»:
7. «ОСЬМИНОГ»
Не забывайте, что паттерн – это очень сложный способ оригами. Поэтому начинать осиливать эту науку нужно только с простых схем. Но если вас заинтересовал этот вид оригами, тогда дерзайте! И у вас обязательно всё получится!
А сейчас, по традиции, несколько фотографий готовых работ, выполненных в технике оригами-развертка (паттерн), для вашего вдохновения…
УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://kid-life.ru/tehniki-raboty-s-bumagoj/#16;
https://www.livemaster.ru/topic/1068577-origami-8212-bumazhnaya-magiya-dzen;
https://www.tvorchistvo.ru/bumazhnoe-tvorchestvo/;