Добрый день! Мы рады новой встрече в рубрике «Удивительно, но факт…»!
На нашей планете наряду с современными, технологически и индустриально развитыми мегаполисами существует немало мест, созданных древними мастерами или же самой природой.
Каждая такая достопримечательность имеет свою легенду и, естественно, много о чем молчит. Загадочные места вызывают огромное количество вопросов у ученых, сбивают с толку аномальными явлениями и неизведанностью…
И сегодня мы продолжаем наш список –
САМЫЕ ЗАГАДОЧНЫЕ, ТАИНСТВЕННЫЕ И ЖУТКИЕ МЕСТА НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ:
16. СКРИЖАЛИ ДЖОРДЖИИ, США
Скрижали Джорджии (англ. Georgia Guidestones) — гранитный монумент в округе Элберт в штате Джорджия, США, состоящий из шести гранитных плит, высотой около 6 метров и весом 119 тонн.
Скрижали Джорджии – 28-ти тонные полированные гранитные плиты с надписями на восьми самых известных языках мира. Надписи представляют собой заповеди для будущих поколений, как отстроить цивилизацию после глобального катаклизма. Памятник установлен в 1980 году, местной фирмой Elberton Granite Finishing по заказу клиента, скрывшегося под псевдонимом – заказчик указан в документах под именем Robert C. Christian («Христианин»).
Крисчен — «элегантный седовласый джентльмен» — обратился в Elberton Granite Finishing в июне 1979 года, заявив, что представляет некую группу «верных американцев», желающих создать чрезвычайно большой и сложный памятник; он выбрал фирму из города Элбертон, поскольку считал, что здесь добывают лучший в мире камень. Руководитель фирмы Джо Фендли, ознакомившись с планами Скрижалей, посчитал, что имеет дело с сумасшедшим, и назвал сумму, в несколько раз превышающую стоимость обычных проектов, с которыми работала Elberton Granite Finishing; он также заявил, что фирме потребуется полгода на реализацию проекта — на эти условия Крисчен согласился.
Фендли направил странного заказчика к Уайатту Мартину, руководителю местного банка Granite City Bank. В общении с Мартином заказчик признался, что имя «Роберт Крисчен» — псевдоним; он взял с Мартина подписку о неразглашении его настоящего имени и оплатил депозит в размере 10 тысяч долларов. Мартин позднее подтверждал журналистам, что знает настоящее имя заказчика, но не собирается разглашать его «даже под дулом пистолета»; в 2012 году он сжёг всю оставшуюся со времён возведения Скрижалей корреспонденцию и высыпал пепел в озеро.
По словам Крисчена, его «группа» планировала создание памятника на протяжении двадцати лет. Крисчен также предоставил Фендли и Мартину деревянную модель Скрижалей, помещённую в коробку из-под обуви и инструкцию на 10 страницах, описывающую их во всех подробностях.
Фендли и Мартин были единственными, кто видел Крисчена и общался с ним. В Элбертоне ходили слухи, что проект был собственным детищем Фендли и Мартина, а Крисчена они выдумали — чтобы избавиться от этих слухов, они прошли проверку на полиграфе.
Торжественное открытие Скрижалей состоялось 22 марта 1980 года, в день весеннего равноденствия.
Основная надпись состоит из десяти принципов (заповедей) и выгравирована на 8 современных языках, по одному языку на каждой стороне четырёх вертикальных плит. Если обходить сооружение по часовой стрелке с севера, то порядок языков таков: английский, испанский, суахили, хинди, иврит, арабский, китайский и русский.
Текст таков:
- Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой.
2. Разумно регулируйте рождаемость, повышая ценность жизненной подготовки и многообразия человечества.
3. Найдите новый живой язык, способный объединить человечество.
4. Проявляйте терпимость в вопросах чувств, веры, традиций и им подобных.
5. Пусть справедливые законы и беспристрастный суд встанут на защиту народов и наций.
6. Пусть каждая нация сама решает свои внутренние дела, вынося на мировой суд международные проблемы.
7. Избегайте мелочных судебных тяжб и бесполезных чиновников.
8. Поддерживайте равновесие между личными правами и общественными обязанностями.
9. Превыше всего цените правду, красоту, любовь, стремясь к гармонии с бесконечностью.
10. Не будьте раковой опухолью для земли, природе тоже оставьте место!
На каждой из сторон верхней плиты выгравированы на четырёх древних языках — аккадском (сделана клинописью), классическом греческом, санскрите и древнеегипетском — следующие слова: «Да послужат сии скрижали заветом Веку Разума».
Плиты монументального сооружения ориентированы в направлении четырех сторон мира и имеют отверстия. В одно из них можно увидеть Полярную звезду в любое время года, во второе – Солнце в период солнцестояния и равноденствия. Отверстие в верхней плите-крыше ориентировано так, чтобы проникающий через него солнечный свет в полдень попадал на центральный камень, указывая на день года.
Рядом со Скрижалями установлена табличка, сообщающая об астрономической ориентации памятника — канале, направленном на Полярную звезду, горизонтальной прорези, соответствующей годовому движению солнца, и отметках на верхней плите, отмечающих полдень в каждый день года. На табличке также указан автор «R.C. Christian» с уточнением в скобках «(псевдоним)», спонсоры — «небольшая группа американцев, стремящихся к Веку Разума», и информация о том, что под этой табличкой на глубине шести футов зарыта капсула с посланием к потомкам; места для даты закладки капсулы и даты, когда её следует вскрыть, оставлены пустыми.
В 2008 году памятник подвергся вандализму — его поверхность разрисовали надписями из баллончика наподобие «Иисус победит тебя, сатанист» и «Барак Обама — мусульманин» и облили полиуретаном, который было сложнее счистить с гранита, чем краску.
Вообще, отношение к Скрижалям у людей самое разнообразное, например, астроном Луис Маньяни из Университета Джорджии, комментируя астрономическую ориентацию Скрижалей для журнала Discover, говорил, что она ничего особенного из себя не представляет — «В сравнении с древним «компьютером» – Стоунхенджем это не более чем «счёты», и что любой может выстроить сооружение такой же сложности — «чтобы увидеть Полярную звезду (на широте Джорджии), достаточно просверлить направленную на север дыру под углом 34°. Единственное, что здесь есть сложного — просверлить гранит».
Заповеди на Скрижалях вызывали разные неоднозначные толкования — так, требование ограничить население планеты 500 миллионами человек выглядело пугающим уже в 1980 году, когда население планеты составляло 4,5 миллиарда; вторая заповедь напоминала о евгенических практиках нацистов. Скрижали были созданы в разгар Холодной войны, когда многие американцы всерьёз опасались начала Третьей мировой войны и гибели цивилизации в ядерных бомбардировках. Банкир Уайатт Мартин, участвовавший в создании памятника, отмечал, что Роберт Крисчен в своих инструкциях по возведению Скрижалей называл время их создания «критически важным», заявлял, что демографическое давление скоро создаст политический и экономический кризис во всём мире, и сравнивал человечество с флотом перегруженных людьми шлюпок, двигающихся навстречу буре, «Апокалипсису».
Журнал UFO Report в 1981 году пересказывал мнение некоей Нони Батчелдер — «экстрасенса из Атланты» — о том, что истинное назначение Скрижалей откроется в течение следующих 30 лет, и писал о том, что Скрижали, если смотреть сверху, образуют крест, что делает их идеальным местом для приземления НЛО. Конспиролог Марк Дайс в 2005 году публиковал требования разбить Скрижали «на миллион кусочков», объявляя их глубоко сатанинскими. По версии Дайса, Роберт Крисчен был представителем некоего «люциферианского общества» — провозвестником нового мирового порядка, в котором правящие элиты будут продлевать свою жизнь с помощью новых технологий, а прочее население планеты заранее сократят, чтобы массы не потребляли необходимые этим элитам ресурсы. Дайс, впрочем, осудил вандализм памятника в 2008 году, сочтя эту выходку «непродуктивной».
Алекс Джонс заявлял, что Скрижали являются призывом к геноциду. Ещё один конспиролог – Джей Уайднер связывал псевдоним создателя памятника «R.C. Christian» с тайным обществом розенкрейцеров и легендарным основателем этого общества Христианом Розенкрейцем, который подписывал свои манифесты инициалами C.R.C.; создавшее Скрижали тайное общество будто бы готовилось к неизбежному концу света в 2012 году, когда войны, нехватка нефти и пищи и вспышки на Солнце должны были убить большую часть населения планеты.
Вэн Смит, создатель сайта Van’s Hardware, публиковал подробный «анализ» Скрижалей и заповедей на них; по его мнению, Скрижали должны заложить основание «тоталитарного мирового правительства». Их пропорции будто бы предсказывают точную высоту башни Бурдж-Халифа, воспроизводящей Вавилонскую башню. Местные жители считали, что сатанисты используют памятник для своих обрядов; в 2015 году съёмка с дрона якобы обнаружила на верхней плите пятна, напоминающие кровь.
17. СТОУНХЕНДЖ, АНГЛИЯ
Стоунхендж, Стонхендж (англ. Stonehenge) — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.
Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери.
Точный перевод старинного староанглийского названия Стоунхенджа — Stanhengues (Станхенг) остаётся довольно неопределённым. Хотя переводы делались ещё в Средневековье, что давало «подвешенные камни» или «висячие камни». Менее убедительные варианты — «каменная петля» и «каменная курица» ассоциировались с виселицей, так как виселицы представляли собой перекладину на двух стойках.
Современное название Stonehenge имеет значение «каменный хендж», то есть «каменный круг», так как вторая часть слова послужила для создания археологического термина хендж — ритуального круга из грунтового вала со рвом по внутренней стороне.
Английский Стоунхендж – настоящее место паломничества для туристов со всего мира. Он манит своей загадочностью, легендами и мистическим началом. Стоунхендж представляет собой мегалитическое сооружение до ста метров в диаметре, которое расположено на Солсберийской равнине.
Расположенные по кругу камни окружены неглубоким рвом и земляным валом, а в центре этой конструкции находится алтарь из многовекового песчаника.
Историки и ученые были озадачены тем, как его создатели умудрились перенести сюда монолиты 5000 лет назад. В 2019 году студенты Университета Ньюкасла, нашли возможное решение загадки, когда обнаружили, что люди (а не инопланетяне) могли перетаскивать камни, используя нарты (специальные сани), смазанные свиным жиром.
Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже, как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы.
Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту.
В 1995 году британский астроном Дункан Стил выдвинул гипотезу, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф (связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы, известный, как Taurida Complex). Научного подтверждения она не имеет.
Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были намного позже постройки Стоунхенджа. Например, во рве найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780—410 годами до н. э.
Профессор археологии из Шеффилдского университета Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что, по его мнению, Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых
Таким образом, с какой целью использовался Стоунхендж, ученым доказать до сих пор не удалось. Предполагается, что это была древняя консерватория или место для магических ритуалов.
18. КУРГАНЫ КАХОКИИ, ИЛЛИНОЙС, США
Кахокия или Каокия (Cahokia) — группа из 109 курганов североамериканских индейцев, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи, напротив города Сент-Луис. Крупнейший археологический памятник миссисипской культуры (VII—XIII вв.) С 1982 года — под защитой ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
По данным археологов, Кахокия становится крупнейшим городом Северной Америки в середине XI века, когда на площади в 9 км² началось возведение монументальных курганов. Церемониальным центром комплекса служил так называемый Монахов курган (Monk’s Mound) высотой 28 метров и длиной 290 метров. Это четырёхъярусное сооружение, вероятно, служило основанием для храма, высота которого могла составлять 15 метров, что делало его видимым изо всех уголков поселения.
Перед основным храмом Кахокии простиралась своеобразная площадь размером не менее 19 га. Вокруг Монахова кургана был устроен 3-километровый частокол, который неоднократно обновлялся. Размеры поселения свидетельствуют о том, что в период расцвета оно было крупнейшим на континенте к северу от Мексики.
Это место напоминает о том, как жили древние цивилизации, а его сложная структура доказывает, что эту местность еще 1500 лет назад населял высокоразвитый народ. Старинный город поражает своей масштабностью, на его территории сохранилась сеть террас и 30-метровые земляные курганы, а также огромных размеров солнечный календарь.
До сих пор неизвестно, почему почти 40-ка тысячное общество покинуло свое поселение, и какие индейские племена являются прямыми потомками кахокийцев. Несмотря на это, курганы Кахокии – излюбленное место многих туристов, которые приезжают сюда в надежде разгадать тайну древнего города.
Былое величие покинутого жителями индейского города вы можете увидеть на транскрипции ниже:
19. НЬЮГРЕЙНДЖ, ИРЛАНДИЯ
Ньюгрейндж, Нью Грейндж, Ши-ан-Вру (от англ. new — новый, англ. grange — ферма; по-ирландски Sí an Bhrú) — мегалитическое культовое сооружение в Ирландии, коридорная гробница, входящая в комплекс Бру-на-Бойн. Ньюгрэйндж датируется 2500 годом до н. э. Находится в 40,2 км к северу от Дублина в долине реки Бойн. Является национальным памятником Ирландии.
Считается, курган Ньюгрейндж является могилой, но для кого, ученым определить пока не удалось. Высота кургана — 13,5 метров, диаметр — 85 метров. 19-метровой длины коридор ведёт в погребальную камеру, основу которой составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 тонн.
Устройство погребальной камеры напоминает Стоунхендж, только здесь каменное кольцо сверху прикрыто насыпью из земли и щебня. Внутри погребальной камеры сохранились большая чаша ритуального назначения, а в стенах пробиты ниши, украшенные каменной резьбой.
Вход в гробницу отмечал круг камней высотой от 1,5 до 2,5 м. Ещё один круг из 97 вертикально стоящих камней окружал по периметру саму гробницу. Все эти камни, а также стены коридора и погребальной камеры покрыты орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий, треугольников, концентрических кругов, но наиболее часто встречается изображение тройной спирали. Этот символ был широко распространен в неолитическом искусстве и, как предполагают исследователи, был связан с циклом смерти и возрождения (в частности, аналогичные символы вырезаны на резных каменных шарах — характерных артефактах той же эпохи). Большинство изображений спирали располагается при входе в гробницу, как бы обозначая границу между миром мертвых и миром живых.
До сих пор неизвестно, как древние люди смогли построить такую совершенную конструкцию, которой на протяжении пяти тысячелетий не только посчастливилось выстоять, сохранив первобытный внешний вид, но и остаться полностью водонепроницаемой.
20. ПИРАМИДЫ ЙОНАГУНИ, ЯПОНИЯ
«Монуме́нт ёнагу́ни» (яп. 与那国海底構造物 ёнагуни кайтэй ко:дзо:буцу), (яп. 与那国島海底地形 ёнагуни-дзима кайтэй тикэй) — массивное подводное образование, обнаруженное близ японского острова Йонагуни, самого западного из группы островов Рюкю.
В море у острова Йонагуни обитает большая популяция акул-молотов, поэтому здесь можно увидеть дайверов со всего мира. В 1986 году Кихатиро Аратакэ (директор туристической ассоциации острова Йонагуни), подыскивая хорошее место для наблюдения за акулами, заметил ряд одиночных морских образований, лежащих в 5 метрах под водой. По внешнему виду они напоминали архитектурные строения и, казалось, имели совершенно определенную архитектурную схему, напоминающую чем-то ступенчатые пирамиды.
Центром являлось архитектурное строение высотой 42,43 метра и сторонами 183 на 150 м. Строение внешне выглядело выстроенным из прямоугольных скал Г-образной формы. Оно состояло из 5 этажей. Около центрального объекта также находились небольшие «пирамидки» с высотой в 10 и шириной в 2 метра.
Даже если бы это оказалось только игрой природы, Аратакэ уже повезло — он нашёл объект, достойный удивления даже самого придирчивого туриста. Но обилие правильных геометрических форм заставляло задуматься о возможности и рукотворной природы, и Аратакэ решил сообщить о своей находке специалистам.
Таинственные подводные пирамиды вызывают немало споров у современных археологов и геодезистов. Главный вопрос – являются ли сооружения природным феноменом, или же их создала рука древнего человека.
В ходе многочисленных исследований удалось установить, что возраст пирамид Йонагуни насчитывает более 10 тысяч лет. Поэтому, если йонагунские монументы создали неизвестные нам загадочные цивилизации, тогда историю человечества следовало бы переписать.
Данный объект стал популярной достопримечательностью у дайверов, несмотря на сильное течение в этом районе.
21. ХРИСТОС ИЗ БЕЗДНЫ, БУХТА САН-ФРУТТУОЗО, ИТАЛИЯ
«Христос из Бездны» (итал. Il Cristo degli Abissi) — устоявшееся название статуи Иисуса Христа, находящейся на дне моря, в бухте Сан-Фруттуозо (итал. San Fruttuoso, неподалеку от Генуи, историческая область Лигурия), в водах Итальянской Ривьеры. Статуя высотой около 2,5 метров была установлена 22 августа 1954 года на 17-метровой глубине.
Кроме того, в разных частях света находится несколько аналогичных статуй (как копий первоначальной, так и вариаций на её тему), также носящих имя «Христос из Бездны».
Идея создания подводной скульптуры Спасителя впервые пришла в голову итальянскому дайверу Дуилио Марканте (итал. Duilio Marcante) во время подводной медитации. Помимо чисто религиозных аспектов, Мерканте также хотел таким образом увековечить память другого дайвера, Дарио Гонзатти (фр. Dario Gonzatti), первого итальянца-аквалангиста, погибшего на этом месте в 1947 году.
Бронзовая статуя Христа была выполнена скульптором Гвидо Галлети (фр. Guido Galletti). Лицо Спасителя обращено вверх, к поверхности моря и небу над ним; к поверхности устремлены и воздетые руки.
Статуя является весьма популярным объектом среди ныряльщиков. Этому способствует также исключительная прозрачность воды в бухте Сан-Фруттуозо. В 2003 году статуя, за 50 лет под водой основательно заросшая водорослями и лишившаяся части руки от неудачно брошенного якоря, была извлечена из воды, очищена и отреставрирована, а на дне был сооружён новый постамент. 17 июля 2004 года статуя была установлена на прежнем месте. В данный момент статуя находится на глубине 15 метров.
Погружение на 15-ти метровую глубину может осилить даже самый неопытный дайвер, поэтому увидеть скульптуру воочию может любой желающий. Для тех, кто не хочет или не умеет нырять с аквалангом, существует наземная копия, которая находится в церкви Сан-Фруттуозо. А оригинальный гипсовый слепок статуи хранится в Марина-ди-Равенна, национальном музее подводной деятельности.
22. КРОВАВЫЙ ВОДОПАД, АНТАРКТИКА
На самом холодном и, возможно, самом таинственном континенте в мире находится водопад кроваво-красного цвета, пробивающийся сквозь лед. Красноватое месторождение было открыто в 1911 году австралийским геологом Гриффитом Тейлором.
Первоначально геологи думали, что красный цвет воде дают водоросли, но на самом деле все гораздо интереснее. История водопада Blood Falls началась около двух миллионов лет назад, когда бассейн с соленой водой оказался «в ловушке» внутри ледника Тейлор. Из-за высокого содержания железа и соли в закрытом озере Бонни без доступа к воздуху вода в нем приобрела ржаво-красный цвет, который в конечном итоге просочился наружу из трещины во льду. Солёность воды в подледном озере превышает таковую в океане в четыре раза, поэтому вода не замерзает даже при −10 °C.
23. ГЕОГЛИФЫ НАСКИ, ПЕРУ
Геоглифы Наска в Перу – одно из самых загадочных мест на планете. Они были открыты в средине прошлого века и до сих пор активно обсуждаются учеными, которые не могут однозначно сказать, что хотели древние люди выразить этими гигантскими рисунками животных и с какой целью они использовались?
Геоглифы были заново открыты в 1939 году археологом Полом Косоком. На песках южной перуанской пустыни вычерчено около 300 фигур и рисунков – от паука до колибри, – а некоторые линии имеют длину более чем 3,2 км. Рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта
Происхождение геоглифов доколумбовой эпохи, охватывающих территорию около 322 км, долгое время связывали с внеземными цивилизациями, а также или рассматривали как гигантский календарь. Сейчас же самая популярная теория заключается в том, что так древние народы отмечали места проведения ритуалов, связанных с водой и урожаем. Но точную правду никто не знает.
К сожалению, спросить у создателей уже невозможно, ученые же предлагают 2 основных версии: некоторые, склоняясь к космической теории происхождения геоглифов, считают, что они – ориентиры для инопланетных кораблей, другие утверждают, что это гигантские лунные календари. В любом случае, наскальные росписи Наска – доказательство существования на территории современного Перу древнейшей и загадочной цивилизации, которая проживала здесь задолго до знаменитых Инков и отличалась высоким уровнем развития.
24. ТЕОТИУАКАН, МЕКСИКА
Теотиуака́н (аст. Teōtīhuacān — место, где родились боги, или город богов) — древний город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от центра города Мехико в муниципалитете Теотиуакан-де-Ариста.
Остатки многоквартирных домов позволяют предположить, что здесь жили и поклонялись богам в храмах, соединенных широкой «Аллеей мертвых», более 100 000 человек. Это один из самых древних и самый крупный в эпоху своего расцвета индейский город доколумбовой Америки, входивший в шестёрку самых крупных городов мира.
Это поселение городского типа в этом месте возникло в 3 веке до н. э., но город сформировался ко 2 веку н. э. в результате миграции населения с территорий, пострадавших от извержения вулканов. Основные монументы строились постепенно до 250 года. Упадок города начался в середине 6 века, когда центральная часть города и святыни были разграблены и сожжены. К середине 7 века город был полностью покинут населением.
Никто не знает, кто построил и изначально жил в этом огромном и сложным по своей структуре городе-пирамиде, который, как считается, был заброшен около 1400 лет назад. Территория, занимающая свыше 20 квадратных километров, позже стала местом паломничества ацтеков, которые и дали городу название Теотиуакан-де-Артиста, лишь через несколько веков после его исчезновения. Настоящее же название этого города неизвестно. В текстах майя классического периода он назывался puh — заросли камыша. Однако, это образное выражение для обозначения большого скопления людей использовалось впоследствии разными племенами индейцев для наименования и других крупных городов Мезоамерики.
25. ГОЗЕКСКИЙ КРУГ, ГЕРМАНИЯ
Гозекский круг – древнее неолитическое сооружение в Гозеке, округ Бургенландкрайс, земля Саксония-Ангальт в Германии. Состоит из нескольких концентрических рвов диаметром 75 метров и двух палисадных колец с воротами в определённых местах.
Круг был случайно обнаружен в 1991 году в ходе исследования местности из самолета, когда на фоне пшеничного поля был обнаружен круглый силуэт. Раскопки начали Франсуа Бертем (en:Francois Bertemes) и Петер Биль (en:Peter Biehl) из Университета Галле-Виттенберга в 2002 году. При сопоставлении с данными GPS археологи обнаружили, что два южных прохода отмечают восход и заход Солнца в зимнее солнцестояние.
Первые сообщения о Гозекском круге опубликованы в августе 2003 года. Немецкие журналисты окрестили это место «Немецким Стоунхенджем», хотя использование слова «хендж» вряд ли корректно за пределами Британии. Относится к археологической культуре накольчатой керамики.
Остатки первоначальной конфигурации говорят о том, что Гозекский круг первоначально состоял из 4 концентрических окружностей, кургана, рва и двух деревянных палисадов. В палисадах было трое ворот, направленных на юго-восток, юго-запад и север. Во время зимнего солнцестояния наблюдатели в центре могли видеть восход и заход солнца через юго-восточные и юго-западные ворота соответственно.
Осколки керамики, найденные в окрестностях круга, указывают на то, что он был сооружён около 4900 г. до н. э. На керамике отмечаются два вида линейных узоров, характерных для того периода.
При раскопках также обнаружены следы костров, кости людей и животных, а у юго-восточных ворот — обезглавленный скелет, возможно, результат жертвоприношения.
Следов пожаров или других разрушений не обнаружено, причины того, почему круг был покинут, неизвестны. Более поздние жители этих мест соорудили защитный ров вокруг старых канав. Первоначальный вид сооружению удалось вернуть только после полной реконструкции.
Ученые практически не сомневаются, что Гозекский круг использовался для астрономических наблюдений и составления лунного календаря. Это доказывает, что наши предки тоже изучали космические тела, их перемещение и следили за временем.
Гозекский круг по праву можно считать древнейшей известной в мире солнечной обсерваторией эпохи неолита и бронзы.
26. АРКАИМ, ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ
Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI веков до н. э., относящееся к так называемой «Стране городов».
Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.
Аркаим – старинное поселение, напоминающее о древних цивилизациях, которое было обнаружено в окрестностях Челябинска в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. С. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Больше-Караганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были затопить, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории.
Борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина.
Поселение было названо по названию одной из сопок, которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа».
Считается, что эта достопримечательность России является родиной древних ариев, давших начало европейской, персидской и индийской цивилизациям.
Памятник состоит из укреплённого городища, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Городище радиальной схемы, диаметром около 170 метров, состоит из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, городище представляло собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. В этом городище жили и работали люди, а животные паслись за пределами городища, в том числе и в специальных загонах.
Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство.
В центре городища была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городище имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы городища.
По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим». Находки с раскопок памятника можно увидеть только в Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в заповеднике «Аркаим», а также в рамках передвижных выставок.
Памятник датируется рубежом III—II тыс. до н. э., либо началом II тыс. до н. э. Неизвестно, сколько просуществовало городище. В нём произошёл пожар и городище выгорело. Существует три версии возникновения пожара: городище подожгли местные жители; спалил внешний враг; произошел случайный пожар.
Образ Аркаима получил популярность в среде эзотериков, экстрасенсов, уфологов, националистов, неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими. Считается, что Аркаим – это не только уникальный архитектурный памятник с тысячелетней историей, но и место концентрации целебных энергетических потоков, способных избавить человека от любых заболеваний.
Благодаря хорошей сохранности памятника историки воссоздали модель поселения (на фото ниже).
27. ПЕЩЕРА АКТУН-ТУНИЧИЛЬ-МУКНАЛЬ, БЕЛИЗ
Актун-Туничиль-Мукналь — пещера недалеко от города Сан-Игнасио, Белиз. Является археологическим памятником цивилизации майя. Вблизи от пещеры находятся несколько археологических памятников майя — Кахаль-Печ, en:Chaa Creek и Шунантунич. Актун-Туничиль-Мукналь древними майя рассматривалась как шибальба – вход в подземный мир (в ад, преисподнюю).
В Актун-Туничиль-Мукналь обнаружены скелеты, керамика и каменные изделия. Наиболее известные из человеческих останков получили название «Хрустальная девушка»: это скелет девушки-подростка, возможно, принесённой в жертву, чьи кости со временем покрылись природными наслоениями и выглядели сверкающими во время открытия (откуда и название). В главной камере обнаружено ещё несколько скелетов.
Керамика, найденная в пещере, представляет особый интерес, поскольку она была преднамеренно продырявлена особыми отверстиями.
Туристическое управление Белиза (The Belize Tourism Board) предоставило лицензии на проведение туров в пещеру лишь небольшому количеству турагентов, в связи с тем, чтобы поддерживать разумный баланс между доходами от туризма и сохранением пещеры.
Пещера находится на территории природного заказника Гора Тапира (Tapir Mountain Nature Reserve). Чтобы добраться до пещеры, турист должен около 45 минут подниматься вверх по несложной горной дороге через джунгли. Вход в пещеру затоплен водой, и путешественники должны быть готовы к тому, что могут промокнуть. Попасть в пещеру можно, перейдя вброд или переплыв через большой пруд. Внутри пещеры, однако, постоянно сухой климат, даже во время ураганов.
Пещера состоит из ряда камер, конечной из которых является «Собор», где когда-то проходили церемонии жертвоприношений. Здесь обнаружено 14 скелетных останков и многочисленные образцы древней керамики майя. Чтобы добраться до «Собора», нужно пройти по пещере около 1,5 — 2 часов, поэтому туристы должны быть готовы к тому, что их путешествие по пещере продлится от 4 до 6 часов. Купальные костюмы носить необязательно, достаточно носить быстровысыхающую одежду. Носить обувь запрещено, однако при этом туристы обязаны быть в носках, чтобы не оставлять следы от пота. Гиды обычно носят с собой сухие сумки, в которых можно хранить камеры и другие предметы, которые могут пострадать от воды. В некоторых местах единственным источником света является фонарик на шлеме или переносной фонарь. Температура в пещере довольно прохладная.
28. КЛАДБИЩЕ ЧАУЧИЛЛА, ПЕРУ
На южном побережье Перу, в 380 км к юго-востоку от столичной Лимы раскинулось удивительное пустынное плато Наска (исп. Meseta de Nasca), таящее массу тайн и любопытных загадок. Это регион проживания одноименной древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период 200 г. до н/э — 800 г. н/э. Предположительно, именно народ Наска создал знаменитые геоглифы, которые можно рассмотреть только со значительной высоты.
Помимо гигантских рисунков, плато хранит много других любопытных достопримечательностей, например, руины Кауачи (исп. Cahuachi) — главного города архаичной цивилизации, акведуки Кантайок (исп. Cantayoc) и, конечно, одно из старейших кладбищ мира.
Чаучилла (исп. Cementerio de Chauchilla) – древний некрополь, расположенный примерно в 30 км от города Наска, департамент Ика (исп. Departamento de Ica). Перуанцы называют это место Долиной Смерти (исп. Valle de la Muerte).
Могильник был обнаружен в 20-х годах ХХ столетия, но взят под защиту перуанскими властями и официально признан археологическим памятником лишь в 1997 г. Время образования кладбища точно не установлено; по своему прямому назначению оно использовалось с III по IX вв., но основные захоронения археологи относят к V-VI вв. По словам исследователей, на кладбище найдены тела, которым около 700 лет., а последние погребения, предположительно, здесь проводились в IX веке.
Чаучилла – единственный археологический некрополь в Перу, где можно увидеть древние мумии в их первоначальных гробницах.
В открытых могилах находятся как отдельные фрагменты костей, так и целые человеческие скелеты, которые превосходно сохранились благодаря сухому климату перуанской пустыни. Немаловажную роль в хорошей сохранности останков, безусловно, сыграли особые технологии бальзамирования, которые применяли Наска: тела умерших заворачивались в хлопковую ткань, пропитанную специальными смолами и расписанную натуральными красками. Исследователи считают, что именно смолы препятствовали проникновению насекомых и помогали избежать разлагающего действия бактерий в мумиях. После обработки тела хоронили в больших прямоугольных ямах, дно и стенки которых были выложены сухими глиняными кирпичами.
Каждая культура имеет свои похоронные ритуалы и обряды, некоторые нам кажутся странными, другие вызывают удивление. В Перу издавна существовала вера в загробную жизнь, поэтому процедура захоронения умерших имела огромное значение для древних народов.
Чаучилла отличается от других мест захоронений особым способом, которым хоронили людей. Все тела «сидят на корточках», а их «лица», кажется, замерли в широкой улыбке. Тела прекрасно сохранились благодаря перуанскому сухому пустынному климату.
Посещение Чаучиллы – занятие не для слабонервных. Туристов, посещающих плато Наска, некрополь поражает не меньше таинственных геоглифов. Этот жутковатый музей под открытым небом по праву входит в топ «10 самых необычных кладбищ мира».
Что же в нем необычного? Тысячелетние мумии, которые удивительно хорошо сохранились, сидят на корточках в своих глиняных кельях. Почти у всех давно умерших людей прекрасно сохранилась одежда, на головах многих даже уцелели волосы. Возникает ощущение, что покойники кого-то или чего-то ждут. Уже много веков их лица смотрят на восток и жутковато …широко улыбаются. А может, кричат? Чему они радуются, или, о чем хотят докричаться до нас сквозь толщу лет?
Рядом лежат всевозможные вещи, которыми родственники снабжали мертвых, провожая их в загробную жизнь: украшения, глиняную посуду, личные бытовые предметы и каменные инструменты.
Среди местных жителей ходят легенды, что это место «вечного упокоения» населено призраками, которые мечутся между небом и землей, не находя покоя. Действительно, мертвым здесь не дано было безмятежно почивать, ведь за долгие годы, увы, их обиталище не раз подвергалось осквернениям и разграблениям. Будучи уединенным участком под открытым небом, некрополь многократно подвергался набегам мародеров, из-за чего большинство археологических ценностей безвозвратно исчезло.
Кладбище Чаучилла послужило «съемочной площадкой» для жутких ключевых сцен в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (англ. Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull; 2008 г).
29. СВЯТИЛИЩЕ ТОФЕТ, ТУНИС
Самой печально известной особенностью финикийской религии Карфагена было приношение в жертву детей, в основном грудных младенцев. Во время жертвоприношения запрещалось плакать, так как считалось, что любая слезинка, любой жалобный вздох умаляют ценность жертвы. В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет.
Тофет (ивр. תופת tōpheth; греч. Ταφεθ; лат. Topheth) — место на юге Иерусалима, в долине (овраге) сынов Еннома, в Новом Завете: Геенна. Известно из Библии, как место, где впавшие в идолопоклонство жители могли приносить в жертву детей, сжигая их на огне у идолов Молоха и Ваала (2Пар. 33:6; 4Цар. 23:10; Иер. 7:31-32, 19:6-14). В иудейской и христианской теологии Тофет, наряду с Гееной, стал поэтическим символом ада.
Историческая достоверность этого культа считается спорной. Хотя, свидетельства о нём встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах говорится о проведении детей через огонь, что может быть истолковано как обряд инициации детей, а не их жертвоприношение. В противоположность этому пророки говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Юридические формулировки требуют точности, в то время как пророки могут позволить себе риторическую красочность, поэтому именно первая группа свидетельств должна быть логически ближе исторической истине.
Жертвоприношения в Тофет долины Еннома происходили на «высоте», сооруженной специально для этой цели, более точных достоверных сведений о устройстве Тофета нет.
Тем не менее, существует несколько описаний устройства таких жертвоприношений. Рассказывается (например, у средневекового комментатора Библии Радака), что внутри громадного идола Молоха горела печь, а живых детей бросали в распростёртые руки этого идола. Другой вариант описания, привлекая возможную этимологию слова «тофет», как происходящего от ивр. תוף («тоф», барабан), предполагает, что местом сожжения детей был железный барабан. Альтернативное описание, опираясь на эту же этимологию, предполагает, что церемония проводилась под бой барабанов, и что барабаны использовались специально, чтобы заглушить крики детей. Это представление восходит к средневековым еврейским комментаторам Библии, таким как Раши и Абрабанель.
Согласно Библии, а также греческим и римским источникам, принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке и в Карфагене. Однако, судя по всему, человеческие жертвоприношения происходили лишь в экстраординарных случаях, обычно после военного разгрома или тяжелого бедствия, но никогда не было неотъемлемой и постоянной частью культа. Обычно в жертву богам приносили животных и пищу.
Обычай принесения детей в жертву в финикийских обществах и в Карфагене сохранялся, по-видимому, до конца I-го тыс. до н. э.
Согласно библейскому тексту, жертвоприношения совершались жителями Иерусалима в правление царя Манассии (698—642 до н. э.), его сына Амона и царя Иосии (639—609 до н. э.), при котором были прекращены.
Иосия, среди других действий своей религиозной реформы, осквернил эту долину и в особенности Тофет, чтобы впредь отпавшие от монотеистического иудаизма жители Иудейского царства не совершали языческие религиозные обряды.
В части библейских текстов (2Пар. 28:3; 2Пар. 33:6;) долинa сынов Еннома и Тофет описывается как место, где «проводили сыновей своих чрез огонь», что может быть истолковано как обряд инициации детей, а не их жертвоприношение. Возможно также, что обряд проведения детей через огонь у евреев мог быть не результатом влияния финикийской религии, а пережитком древней стадии культа Яхве. В раввинистической литературе проведение детей через огонь приравнивается к передаче их в руки языческих жрецов.
Позже долина Еннома стала мусорной свалкой, где сжигались городские отбросы Иерусалима. Огонь, который горел в овраге, поддерживали добавлением серы. Сюда же сбрасывались трупы животных и тела казнённых преступников, которых считали недостойными погребения в склепе. Лишение погребения само по себе рассматривалось как наказание. Тела казнённых при этом либо сгорали в огне, либо, если падали в стороне от него, разлагались, пока трупные черви не оставляли лишь кости.
Тофет фигурирует в мрачных пророчествах Иеремии («город сей сделаю подобным Тофету. И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми»). В иудейской традиции Тофет, наряду с Геенной, стал символом ада. По мнению некоторых раввинов, врата ада расположены в этом месте.
30. МАГИЧЕСКИЙ РЫНОК АКОДЕССЕВА, ТОГО, АФРИКА
Самый большой в мире рынок магических предметов и колдовских трав Акодессева раскинулся прямо в центре города Ломе – столице государства Того в Африке.
Африканцы Того, Ганы и Нигерии до сих пор исповедуют религию вуду и верят в чудесные свойства кукол. Фетишистский ассортимент Акодессевы крайне экзотичен: здесь можно приобрести черепа крупного рогатого скота, высушенные головы обезьян, буйволов и леопардов, человеческие кости, различные снадобья и магические зелья и многие другие не менее «замечательные» вещи.
Обычно называемый «африканским супермаркетом вуду», Акодессева известен как идеальное место, куда можно отправиться в поисках необычных амулетов и оберегов.
Жители со всей Африки приезжают на этот рынок, чтобы приобрести странные и необычные предметы, такие как, например, засушенные головы и черепа. Религия Вуду зародилась в Западной Африке, поэтому неудивительно, что на некоторых рынках континента продаются предметы для совершения обрядов Вуду.
На этом мы на сегодня прощаемся с вами, хотя наш список самых загадочных, таинственных и жутких мест планеты еще не окончен, и мы обязательно продолжим его в следующий раз…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://tourweek.ru/blogs/3549908;
https://bugaga.ru/interesting/1146754417-top-15-samye-zhutkie-i-tainstvennye-mesta-planety.html;
https://fishki.net/1970547-15-samyh-zhutkih-i-zagadochnyh-mest-na-planete.html;
https://hasta-pronto.ru/kladbishche-chauchilla/;