Всем доброго времени суток! Мы приглашаем вас в очередное путешествие по миру творчества…
Продолжаем разбирать различные виды работ в технике «БУМАГОПЛАСТИКА».
Напоминаем, что мы уже освоили самые популярные виды простой и сложной аппликации из бумаги, коллаж из бумаги, самые популярные техники поделок из бумажных салфеток, искусство изготовления объемных цветов из бумаги, гофрированной (крепированной) бумаги и бумажных салфеток, наиболее распространённые виды искусства оригами, а также такие техники, как квиллинг, паперкрафт, бумажный туннель и виды искусного (художественного) вырезания…
И сегодня мы познакомимся с техникой «ТИСНЕНИЕ»
ТИСНЕНИЕ — это технологический прием, с помощью которого изменяется рельеф поверхности какого-либо материала: бумаги, кожи, пластика, бархата. Тиснение часто применяют при изготовлении различной полиграфической продукции, где оно исполняет, как правило, декоративную функцию.
Промышленный способ тиснения предусматривает использование клише, которое нагревают до высокой температуры и таким образом переносят нужное изображение на конкретное изделие. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Таким образом: ТИСНЕНИЕ — МЕХАНИЧЕСКОЕ ВЫДАВЛИВАНИЕ, СОЗДАЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА БУМАГЕ, КАРТОНЕ, ПОЛИМЕРНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ПЛАСТИКЕ, ФОЛЬГЕ, НА ПЕРГАМЕНТЕ, А ТАКЖЕ НА КОЖЕ ИЛИ НА БЕРЕСТЕ, ПРИ КОТОРОМ НА САМОМ МАТЕРИАЛЕ ПОЛУЧАЕТСЯ РЕЛЬЕФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫПУКЛОГО ИЛИ ВОГНУТОГО ШТАМПА ПРИ НАГРЕВЕ ИЛИ БЕЗ НЕГО, ИНОГДА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬГИ И КРАСКИ.
КСТАТИ, ТИСНЕНИЕ БУМАГИ ПО-ДРУГОМУ ЕЩЁ НАЗЫВАЮТ ЭМБОССИРОВАНИЕ.
С каждым днем все большую популярность набирает метод украшения различных блокнотов и скрап-буков с помощью тиснения на бумаге в домашних условиях.
Для того чтобы оригинально украсить скрап-страницы в основном и используется техника тиснения на бумаге в домашних условиях, а также для создания альбомов и открыток ручной работы.
Таким образом, техника тиснения на бумаге помогает рукодельникам оригинально и индивидуально оформлять свои творения и даже декорировать комнаты.
Основная прелесть теснения на бумаге в том, что этим нехитрым занятием можно заниматься в домашних условиях, и оно не требует больших денежных затрат. Также этот метод не требует каких-то определённых навыков, и он довольно прост.
А так как это занятие довольно простое, навыки приобретаются очень быстро. Кроме того, творить можно сидя дома за своим рабочим столом, или же оформив специальную рабочую зону.
Техника тиснения довольно проста и не требует каких-то особенных навыков, достаточно лишь иметь необходимые инструменты и знать определенную технологию.
Тиснение на бумаге можно разделить на две большие подгруппы: сухое и влажное тиснение. В домашних условиях предпочтительнее сухое тиснение. Также различают специальные виды тиснения, которые применяют в зависимости от типа бумаги и ожидаемого результата.
РАЗНОВИДНОСТИ ТИСНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ:
Существует две различные технологии, которые, как это ни странно, предоставляют три варианта классического тиснения:
– БЛИНТ,
– КОНГРЕВ,
– ОБРАТНЫЙ КОНГРЕВ.
БЛИНТОВОЕ ТИСНЕНИЕ
Оно также называется «слепым тиснением» и этому есть простое объяснение: на заготовке рисунок получается вдавленным, но не сквозным. К слову, в качестве рисунка может быть использовано практически любое монохромное изображение или текст. Чаще всего блинт применяется на достаточно толстых заготовках или на фактурных поверхностях, например, на кожаной обложке записных книг и ежедневников.
Рисунок переносится на основу с помощью заранее подготовленного клише (штампа), закрепленного в прессе. Оно может быть изготовлено из различных металлов или твердых полимерных материалов. И если раньше процесс изготовления был полностью ручным, то сейчас производство клише автоматизировано – оно вырезается из заготовки на станке.
Стоит отметить, что штамп всегда выполнен в виде «негатива», то есть все элементы, что будут вогнутыми на рисунке, на нем являются выпуклыми.
Блинт может наноситься горячим или холодным методом. На его выбор влияет материал основы, так, например, горячее тиснение хорошо показывает себя на фактурной искусственной коже. За счет легкого плавления материала во время прижима рисунок, в отличие от основной поверхности, получается гладким и блестящим.
БЛИНТОВОЕ ЦВЕТНОЕ ТИСНЕНИЕ С ФОЛЬГОЙ
Еще один вариант – тиснение цветное с использованием фольги, которой сейчас выпускается великое множество: от стандартной серебристой и золотистой до полноценной палитры «металликов» и голографической или, как ее еще называют, перламутровой.
В этом случае кусок фольги вставляется между прессом и заготовкой и с помощью прижима и нагрева фиксируется на изделии. При этом края штампа прорывают тонкий лист по контуру рисунка, что позволяет легко удалить излишки.
КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ
Конгрев более гибок и дает больше возможностей. В отличие от предыдущего варианта для переноса рисунка используется не штамп, где все грани изображения находятся в одной плоскости, а пуансон – рельефный штамп, напоминающий гравюру, и матрица – аналогичный рисунок, но уже вогнутый. Они, как и в прошлом случае, изготавливаются на компьютеризованных станках.
Тонкий материал, например, бумага или картон, зажимаются межу матрицей и пуансоном и приобретает полноценный рельеф, то есть изображение получается не вдавленным, а выпуклым.
Из-за того, что плотному и толстолистовому материалу сложно придать форму, конгрев практически не используется на книгах в твердом переплете, зато широко применяется при печати производстве открыток, визиток, обложек глянцевых журналов и другой аналогичной продукции.
На этой же продукции можно практически всегда наблюдать цветное тиснение конгревом, то есть, тиснение, выполненное по заранее отпечатанному изображению, делающее его отдельные части объемными.
По аналогии с блинтом здесь также может использоваться фольга. Обычно она применяется для выделения выпуклых рисунков или текста на однотонном фоне, но может применяться и для подчеркивания элементов цветного изображения.
Кстати, применение фольгирования существенно увеличивает время производства, так как оно выполняется в два подхода: сначала осуществляется обычное тиснение, а затем – нанесение фольги.
ОБРАТНЫЙ КОНГРЕВ
Технология нанесения логотипов этим методом точно такая же, как и в случае «прямого» конгревного тиснения, но эффект больше напоминает блинт. То есть логотип или текст получаются вогнутыми, но наносятся они на тонкие материалы.
Как несложно догадаться, данный метод также может использоваться с заготовками, на которые уже нанесена печать, но встретить в продаже готовые изделия с ним можно достаточно редко.
Это, что касательно тиснения на производстве…
В домашних условиях также существует несколько технологий тиснения, которые необходимо изучить, чтобы выбрать наиболее подходящую. Каждая технология включает в себя обладание определёнными инструментами: печатями, штампами, рельефными трафаретами и т.д.
ВИДЫ ТИСНЕНИЯ НА БУМАГЕ, ДОСТУПНЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:
– КРИМПЕРОМ (специальное валиковое приспособление, позволяющее за раз выполнять тиснение на любом отрезке бумаги);
– Тиснение ФОЛЬГОЙ (наиболее распространённый вид);
– ПРИ ПОМОЩИ ЛАМИНАТОРА И ФОЛЬГИ;
– ДЕБОССИНГ (техника вдавливания);
– ТИСНЕНИЕ В ТЕХНИКЕ КОНГРЕВ (используется преимущественно для тиснения на картоне, переплётах книг и других жёстких материалах).
ДЛЯ ТИСНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ РАЗЛИЧНАЯ БУМАГА, НО НУЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ОЧЕНЬ ПЛОТНАЯ БУДЕТ ПЛОХО ПОДДАВАТЬСЯ ТИСНЕНИЮ, А ОЧЕНЬ ТОНКАЯ МОЖЕТ ПОРВАТЬСЯ И НЕ ДАТЬ НУЖНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Рассмотрим каждый вид в отдельности, чтобы вы могли определиться какой из них, подходит именно вам. Ну а начнем с самого распространённого…
ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГОЙ
Наиболее лёгкий способ получить красивый и качественный рисунок – сделать тиснение фольгой. Популярнее всего на сегодняшний день золотое тиснение. Для этого понадобится фольга золотого цвета.
Выглядит этот материал очень красиво и презентабельно, поэтому используется чаще всего для декора в стиле ампир с характерными ему вензелями и завитками. Таким видом тиснения в производстве часто оформляют визитки, дипломы, грамоты и свидетельства.
В домашних условиях легче всего сделать оттиск фольгой с помощью листа бумаги с текстом или рисунком, фольги и утюга.
- На принтере отпечатывается желаемый текст или рисунок.
2. На изображение кладётся лист фольги необходимого размера. Если нужно получить цветной рисунок, то и фольга должна быть с одной стороны цветная, в таком случае, именно этой стороной она должна смотреть вверх.
3. На ровную твёрдую поверхность кладётся бумага с фольгированной заготовкой и носиком утюга, аккуратно проглаживается. Важно тщательно прогреть поверх фольги всю поверхность листа, в противном случае изображение плохо отпечатается.
4. Гладить нужно в течение 4–5 минут, после чего рекомендуется подождать, пока фольга полностью остынет, и только после этого можно освобождать её от рисунка и любоваться результатом.
Горячее тиснение можно также наносить при помощи специальных штампов или печатей. Для этого штамп (главный инструмент) нужно сильно нагреть над открытым огнём и максимально прижать им фольгу к бумаге или любому другому материалу, предназначенному для тиснения. После процедуры останется лишь убрать остатки фольги с готового изделия.
ТИСНЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ЛАМИНАТОРА И ФОЛЬГИ
Ещё одним быстрым способом создать бумагу с тиснёным узором из фольги – прогнать лист с изображением и фольгой сверху него через ламинатор (конечно, не применяя при этом плёнки).
В любом из вышеперечисленных видов, при тиснении фольгой, конечным результатом ваших усилий станет вот такая красота:
КРИМПЕР ДЛЯ ТИСНЕНИЯ БУМАГИ
В некоторых случаях рельеф на бумаге большой длины вручную с помощью печати или штампа сделать невозможно. Тогда на помощь приходит специальный инструмент – кримпер.
Стандартная методика с использованием штампов и небольших печатей в этом случае не подходят, так как по всей длине листа просто физически невозможно полномерно отобразить равномерный рельефный оттиск.
Основным достоинством кримпера является отсутствие ограничений по длине листа, а также лёгкость эксплуатации. Однако есть и минусы:
Один кримпер может наносить лишь один единственный рисунок. Иными словами, каждый кримпер делает свой собственный узор и для создания нового рисунка нужно покупать новый инструмент.
Ширина кримпера диктует свои условия, поэтому сделать рельефную бумагу любой ширины не получится.
Несмотря на то что сделан кримпер из простейших материалов, и он невероятно прост в эксплуатации, цена его довольно велика.
Один существенный плюс и огромное количество минусов отбивает желание мастеров и мастериц скрапбукинга использовать этот инструмент для создания своих шедевров. Заменить кремпер может тиснёная фотобумага, которую можно приобрести в любом фотосалоне.
Также можно приобрести или сделать самостоятельно трафарет для тиснения, с помощью которого будет невероятно легко сделать рельефную печать на бумаге.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ТИСНЕНИЯ
Есть ещё один способ, придуманный одной из рукодельниц в процессе работы. Для его воплощения понадобится скалка, вода, бумага, папка для тиснения и цветные чернила.
Папка для тиснения прокрашивается с одной стороны цветными чернилами, окрашиваются необходимые части узора в нужные цвета и оттенки. Затем влажный от воды (но не мокрый) лист бумаги кладётся в папку. После этого нужно твёрдой рукой пройтись скалкой по закрытой папке, равномерно вдавливая рисунок. Для того чтобы рисунок лучше пропечатался, на скалку нужно давить как можно сильнее.
ТИСНЕНИЕ В ТЕХНИКЕ КОНГРЕВ
Напоминаем, что данный вид тиснения используется преимущественно для тиснения на картоне, переплётах книг и других жёстких материалах. Для этого вида теснения необходимо будет приобрести или изготовить самостоятельно специальные клише (штампы) для тиснения (простые или на ручке).
Если у вас клише на ручке, то тиснение можно сделать методом сильного надавливания, в зависимости от типа бумаги, на которую делается оттиск, при необходимости можно прибегать к нагреву клише на открытом огне или увлажнению бумаги.
Если же ваши клише без ручки, то выпуклый рисунок на плотной бумаге или картоне и даже на коже коже, можно выполнить при помощи пресса или специального станка, который можно как купить, так и смастерить самостоятельно из тяжёлых подручных материалов. Но такой метод очень трудоёмкий и требует специальной техники, поэтому в домашних условиях выполнить его затруднительно.
ДЕБОССИНГ (ТЕХНИКА ВДАВЛИВАНИЯ)
Но все же в домашних условиях предпочтительнее сухое тиснение. Для того, чтобы попробовать себя в тиснении бумаги необходимо запастись некоторыми орудиями труда. Из инструментов понадобятся нам понадобятся дотс и инструмент для текстурирования.
Конечно, есть готовые трафареты, шаблоны с узорами, доски для текстурирования. Но для надписей может подойти линейка с буквами, такие же линейки с различными фигурами, стрелками тоже не будут лишними.
Очень спасают и помогают фантазии всякие детские трафареты для кулинарии или рисования и т.д.
Если есть определенная задумка, а форм нет, то трафарет можно сделать самим. Рисовать и вырезать его надо из достаточно толстого и плотного материала, чтобы форма при надавливании не деформировалась. Для этого ножом из плотного картона вырезать рисунок или для получения рисунка использовать фигурные дыроколы.
Ещё нам понадобиться специальный инструмент для тиснения – дотс для биговки, выглядит он как шариковая ручка, но шарик крупнее.
Хотя данный инструмент можно заменить и с успехом использовать ручку с не пишущим стержнем, толстую спицу с тупым концом, подойдёт обратная сторона кисточки и многое другое.
Некоторые мастера используют булавки с шариком, предварительно поместив их в корковую пробку или карандаш, некоторые маникюрные инструменты или декоративные элементы для пирсинга.
Бумага для первого тиснения берется не тонкая и не толстая. Это определяется опытным путем. Тренироваться лучше всего на открытках.
Потом вы сами сможете определять, с какой силой выдавливать рисунок в зависимости от плотности бумаги. Тиснение выполняют и на толстом картоне, и на прозрачной кальке. Все зависит от мастера и от его фантазии.
Ну а теперь рассмотрим дебоссинг, как самый простой вариант, сделать тиснение на бумаге. Берем форму, кладем перед собой. Сверху накрываем бумагой, на которой будет тиснение. Работа ведется на изнаночной стороне бумаги.
Лист крепим к форме, чтобы обеспечить неподвижность (можно скрепками или бумажной клейкой лентой) и дотсом, пальцем или другим инструментом, слегка нажимая, обводим форму, чтобы получить контуры. Потом более сильно обводим контур, не трогая середину.
Снимаем лист бумаги с формы и переворачиваем на лицевую сторону, и вот перед вами лежит первый опыт сухого тиснения в домашних условиях.
Чтобы лучше видеть трафарет под бумагой, в работе лучше всего использовать специальный стол, с подсветкой под столешницей, если такового нет, его можно создать самостоятельно, например, поставив на небольшом расстоянии друг от друга два одинаковых стула, разместив на их сиденья стекло, а на пол под стекло – светящую вверх настольную лампу. Или еще проще – приложить трафарет с бумагой к оконному стеклу.
Как видите, во всем этом нет ничего сложного. Очень важна аккуратность и терпение, а еще море фантазии. Во всемирной паутине можно найти достаточно видеоуроков по этому ремеслу и попробовать себя во многих направлениях тиснения.
Тиснение на бумаге – это наименее затратный способ украсить множество повседневных серых вещей, а разнообразие техник удовлетворит даже самую капризную рукодельницу.
А сейчас, по традиции, для вашего вдохновения, несколько фотографий работ, выполненных в технике «тиснение» …
УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://www.tvorchistvo.ru/bumazhnoe-tvorchestvo/;