Всем доброго времени суток! Приветствуем вас в рубрике «В мире творческих идей»!
Напоминаем, что в последнее время мы с вами разбираем различные виды работ в технике «БУМАГОПЛАСТИКА».
Мы уже освоили самые популярные виды простой и сложной аппликации из бумаги, коллаж из бумаги, самые популярные техники поделок из бумажных салфеток, искусство изготовления объемных цветов из бумаги, гофрированной (крепированной) бумаги и бумажных салфеток, наиболее распространённые виды искусства оригами, а также такие техники, как квиллинг, паперкрафт, бумажный туннель, широко известные виды искусного (художественного) вырезания и технику «теснение по бумаге».
А сегодня мы познакомимся с техникой «ПРИКИНГ»
ПРИКИНГ (ПИРСИНГ/ОРНАРО)
ТЕХНИКА ПРИКИНГ (pricking) или ПИРСИНГ(piercing), еще ее называют ОРНАРО (Ornare) – НАНЕСЕНИЕ УЗОРА ПРОКАЛЫВАНИЕМ ИГЛОЙ (ПЕРФОРАЦИЯ) или, как еще говорят: ТОЧЕЧНОЕ РИСОВАНИЕ ИГОЛКОЙ ПО БУМАГЕ. Очень хорошее выражение о данной технике – «искусство прошивать бумагу». В общем, Суть данной техники – проколы бумаги – мелкие сквозные отверстия, нанесенные в определенном порядке.
Как и теснение, прикинг идеально подходит для оформления скрап-страниц, альбомов и открыток ручной работы, а также для создания интересных панно, фоторамок и других поделок для украшения дома.
Прикинг – малоизвестная и не очень популярная среди рукодельников техника, поскольку, работы, выполненные в этой технике, не такие выразительные и яркие, как, например, в техниках квиллинг, декупаж или аппликация. Работы в технике прикинг могут, скорее, послужить лишь дополнительным украшением, поделок, выполненных в вышеперечисленных техниках…
…но, согласитесь, совсем не лишнее, а очень изящное и красивое «дополнение» ?..
Помимо этого, техника «прикинг», достаточно проста в исполнении и не требует больших затрат на материалы и инструменты…
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, для работы в технике прикинг:
- БУМАГА ИЛИ КАРДСТОК (картон) плотностью от 120 до 200 г/м3. Годится также и веллум (калька). При меньшей плотности материал может быстро порваться в самом неожиданном или тонком месте, более плотный сложно колоть и есть риск появления морщин и заломов от чрезмерных усилий при проколе. Материал лучше брать однотонный, на пестрой дизайнерской бумаге отверстия теряются. Цвет не принципиален. А для начинающих мастеров вполне подойдет обыкновенная офисная бумага.
2. ШАБЛОНЫ с рисунками узоров и ТРАФАРЕТЫ различных силуэтов. В наши дни продается великое множество различных шаблонов и трафаретов, но их легко можно изготовить самим, или даже просто нарисовать.
3. КОЛЮЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Конечно, для этой техники в продаже есть специальное шило-иголка, но его тоже можно легко заменить, тонким шилом или большой иголкой. Кстати, если в обратную сторону карандаша с резинкой поглубже вставить ушко иголки, получиться отличный колющий инструмент, который удобно держать в руке.
Многие мастера, особенно начинающие, вообще используют канцелярские кнопки-гвоздики в виде шпажек:
Иногда мастера прикинга разнообразят свои работы, создавая на бумаге дырочки разных диаметров. В этом случае нужно запастись целым набором колющих инструментов. Например, колющие предметы с разной толщиной острия: шило, иглы, булавки, канцелярские кнопки-гвоздики, бисерные иглы (как самые тонкие), иглы для кожи (они оставляют не круглые, а треугольные дырочки, если присмотреться!), специальные инструменты для орнара или пергамано (несколько игл, расположенных и зафиксированных в форме узора: от фестонов до сердечек. Кстати, подобный инструмент тоже легко сделать в домашних условиях, достаточно, взять необходимое количество совершенно одинаковых швейных игл и воткнуть их ушками, обязательно на одинаковую глубину, и в нужном вам порядке (узоре) в пробку от вина), портновские булавки, мешочные иглы и т.д. Все вышеперечисленные инструменты дают отверстия разных диаметров, что может разнообразить и украсить работу.
А т.к. любая игла имеет острие более тонкое, чем тело, то для равности и ровности отверстий можно использовать “ограничитель прокола” – кусочек скотча, ластика или капля клея. Тогда игла вводится в бумагу до соприкосновения ограничителя с поверхностью. Впрочем, небольшая тренировка по глубине прокола и такое ухищрение вам не понадобится.
4. ПОДЛОЖКА – мягкая, упругая и непортящаяся от проколов, в идеале – специальный мат, но его прекрасно заменит старый толстый мышиный коврик. Также сгодятся кусок плотного поролона или многослойная подложка из толстой ткани (драп, фетр, костюмная).
5. ШАБЛОН-СЕТКА – для создания периодических структур и орнаментов. Удобно использовать обычную канву для вышивки (чем мельче канва, тем дольше и сложнее процесс, но тем приятнее, детальнее и нежнее результат). Подойдут так же и основания от детских игрушек-мозаик, в крайнем случае – тетрадный лист в клеточку (для особо крупных трафаретов).
Можно, конечно, обойтись и без этой канвы, но с ней: а) минимален риск разрывов б) получается элегантная структурированность.
Вот и всё, что может нам понадобиться для работы в технике «прикинг», переходим к практике…
ПОШАГОВЫЙ МАСТЕР-КЛАСС «ПРИКИНГ»
В этом мастер-классе мы узнаем, как очень просто можно создать декор для странички или открытки, с помощью несложной техники прикинг.
Для работы нам понадобится:
– схема рисунка;
– что-то острое, для выкалывания дырочек (например, канцелярская кнопка);
– что-то мягкое (например, пробковый коврик);
– лист бумаги (можно обычной офисной);
– штемпельные подушечки (легко можно заменить сухими тенями для век;
– украшения на свой вкус.
ШАГ 1
Закрепляем, выбранный шаблон на коврике. Выкалываем по шаблону рисунок. От толщины иглы и мягкости коврика зависит диаметр полученных дырочек.
ШАГ 2
Полученный рисунок переворачиваем той стороной, где точечки получились выпуклые.
ШАГ 3
Тонируем полученное “кружево” с помощью штемпельных подушек или теней для век.
Шаг 4
Вырезаем наше “кружево” по краю и украшаем им и другими украшениями заранее приготовленную основу. В результате получилось вот что:
Как видите – всё легко и просто!
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩИМ МАСТЕРАМ ПРИКИНГА:
- При создании работ в технике прикинг для начала определитесь, что вы хотите получить: линейные орнаменты…
…или плоскостные фигуры?
Другими словами, накалывать будем линии, строчки и вензеля ИЛИ фигуры, полностью заполненные проколами.
а. В случае линий: нужны контурные рисунки, расположение соседних линий не ближе 2 мм друг к другу, иначе есть риск разрывов.
б. В случае фигур: нужны рисунки, а ля трафарет. И здесь нам этот рисунок надо аккуратно вырезать, оставив для дальнейшего употребления бумажку с фигурной прорезью.
2. Решаем, как будем колоть: СПЕРЕДИ или СЗАДИ.
Если колоть спереди работы, с лица, получаются аккуратные дырочки.
Если колоть сзади, с изнанки, получатся выпуклые шершавые микровулканы, очень интересные на ощупь в большом количестве, подходят для имитации шерсти, иголок, неровностей и т.п.
В соответствии с этим решением поворачиваем заготовку нужной стороной. ВНИМАНИЕ: если будем колоть с изнанки, трафарет надо будет накладывать перевернутым/отзеркаленным или же, имейте в виду, что готовая работа получится зеркальной.
3. Если же вы решили, что будите сочетать проколы снаружи и изнутри, то начинать лучше с проколов с изнанки. (тогда с лица будет шершаво)
4. Обязательно фиксируем готовый выбранный трафарет к заготовке. Это можно сделать скрепками, булавками, зажимами для бумаг, нитками, скотчем или степлером. В процессе работы, постарайтесь не сдвигать шаблон, пока вся работа не будет закончена.
5. Когда все проколото, снимаем шаблон и смотрим на работу. На этом этапе исправляем ошибки: докалываем пропуски, при необходимости добавляем дополнительные или заглаживаем лишние проколы.
6. Готовую работу можно раскрасить или украсить любыми украшениями, на ваше усмотрение.
В общем, принцип “точечного рисования иглой по бумаге” понятен и прост, – одна дырочка, две, пять, двадцать пять, а потом – очень много дырочек, которые группируются в орнамент, силуэт, либо же становятся буквами. С одной стороны, что может быть проще такого творчества? А с другой, – попробуй сам!
НЕСКОЛЬКО ШАБЛОНОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА В ТЕХНИКЕ ПРИКИНГ:
Согласитесь, что техника прикинг требует потрясающей усидчивости, внимательности и железных нервов, – не каждый сможет провести несколько часов, размеренно тыкая в лист бумаги иголками разного размера и толщины, одновременно следя за тем, чтобы не сделать ни единой лишней дырочки, иначе сломается весь узор. Это что-то сродни вышиванию крестиком, но более тонкое, хрупкое и.. монотонное.
Зато, когда работа готова, остается только качать головой и восхищенно улыбаться.
И сейчас, по традиции, для вашего вдохновения, несколько фотографий работ, выполненных в технике «прикинг» …
И в конце – фотографии работ Хизер Смит Джонс, которая в свое время увлеклась изучением традиционного искусства австралийских аборигенов, в частности, их “точечным рисованием”. В итоге уже почти десять лет Хизер создает необычные картины, “нарисованные” с помощью… обычной иголки.
УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://www.tvorchistvo.ru/bumazhnoe-tvorchestvo/;
https://homyachok-scrap-challenge.blogspot.com/2013/03/blog-post_13.html;
https://www.liveinternet.ru/users/4696724/rubric/2840433;
http://jenny4ka.blogspot.com/search/label/;