Если у человека аутизм, это означает, что его мозг работает иначе, чем у других людей. Поэтому он может вести себя необычно. Люди с аутизмом иногда не могут понять, что говорят другие люди. Им сложно использовать слова, чтобы попросить о чем-то. В результате они могут снова и снова повторять одно и то же слово или фразу. Дети с аутизмом могут играть иначе, чем другие дети. Они могут долго рассматривать какую-то вещь, вертеть какой-нибудь шнурок или вращать машинку. Они могут подолгу играть одни, потому что просто не умеют играть с другими детьми.
Некоторые дети с аутизмом могут внезапно загрустить, разозлиться или даже заплакать, хотя только что были веселыми. Возможно, это из-за того, что они не могут сказать, что им нужно. Им трудно говорить, учиться и играть с тобой. Но, как и ты, каждый ребенок с аутизмом по-своему особенный, а его родители, братья и сестры очень любят его. У ребенка с аутизмом могут быть такие же интересы, что и у тебя, например, плавание, просмотр фильмов.
Почему дети с аутизмом так себя ведут?
Некоторые дети с аутизмом видят, слышат и ощущают окружающий мир иначе, чем мы. Например, при звуке школьного звонка или из-за громкого шума у такого ребенка могут болеть уши. Или наоборот: они могут не почувствовать то, что чувствует большинство людей, например, укус пчелы.
Некоторым детям с аутизмом трудно понять, что мы говорим и что выражает наше лицо или наша поза. Однако это не значит, что нужно прекращать попытки общения с ними. Если им показать картинку или соответствующий предмет, они могут лучше понять тебя.
Может ли ребенок с аутизмом расстроиться?
Как и все люди, дети с аутизмом могут расстроиться, или рассердиться, но часто не могут объяснить, почему. Вместо слов они могут выражать свои чувства действиями. Когда они расстроены, сбиты с толку или если им скучно, они могут издавать какие-то звуки, или вращаться, как волчок. Если они возбуждены или радуются, они могут трясти ладошками, прыгать или бегать по кругу. Многие дети с аутизмом расстраиваются, если изменяется окружающая обстановка или расписание, так как новые и непривычные вещи могут казаться им сложными и пугающими. Они могут закричать, закрыть уши руками и убежать. Ребенку с аутизмом нелегко контролировать свое поведение, потому что он плохо понимает текущую ситуацию и не может справиться с ней.
Как стать другом для ребенка с диагнозом «аутизм»?
Чтобы дружеские отношения сложились как надо, запомни несколько простых советов:
• Отнесись с пониманием к тому, что твой друг отличается от других.
• Защищай его от того, что его беспокоит или может причинить боль.
• Говори короткими фразами, используй простые слова и подкрепляй слова жестами.
• Используй картинки или записывай, что ты хочешь сказать, чтобы ему было проще тебя понять.
• Участвуй в занятиях, которые интересны твоему другу, вместе с ним.
• Будь терпелив – не забывай, что твой друг никого не хочет обидеть.
• Приглашай его поиграть вместе с тобой и твоими друзьями.
• Когда можешь, будь рядом с другом и помогай ему, если он не возражает.
• Помоги другим ребятам узнать больше об аутизме, расскажи о своем особенном друге.
Как себя вести, если рядом человек с аутизмом?
Просто помни, что люди с аутизмом не так сильно отличаются от тебя. Так же, как и ты, они могут делать что-то лучше остальных. Так же, как и ты, они могут испытывать различные чувства. Они могут быть счастливыми, грустными, возбужденными, расстроенными, гордыми, одинокими или любящими – точно так же, как и ты. Важно помнить, что хотя ребенок с аутизмом ведет себя не так, как ты и другие дети, у него есть чувства и ему не безразличны другие люди. И ты тоже постарайся быть небезразличным. Так что если рядом человек с аутизмом, просто будь собой! И, возможно, у тебя появится новый друг.
Чему нужно научить одноклассников ребенка с аутизмом?
- Научите детей: приветствовать своего одноклассника с аутизмом;
2. делиться с ним игрушками, принимать его в игру;
3. предлагать ему помощь, если у него что-то не получается;
4. быть дружелюбными, хвалить его и подбадривать;
5. на собственном примере показывать ему, как нужно отвечать и что делать в тех или иных ситуациях;
6. спрашивать его о том, что он делает;
7. объяснять свои действия простыми и ясными фразами;
8. быть последовательным.
Люди с аутизмом нуждаются в понимании. Возможно, они говорят или ведут себя не так, как мы, но им нравятся те же самые вещи, что и всем.