Доброго времени суток! Это вновь рубрика «Удивительно, но факт…»!
Продолжаем наше знакомство с разными свадебными обычаями, ритуалами и традициями…
И сегодня, как и обещали, – наш рассказ о интересных свадебных традициях и обычаях малых народов России, а также немного о том, как проходят свадьбы в Белоруси и Украине…
СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МАЛЫХ НАРОДОВ РОССИИ:
В зависимости от того, в каком районе нашей страны вы проживаете, у вас могут быть свои сугубо народные традиции свадебных торжеств. Так, например, интересна традиция сватовства у исконных жителей Камчатки…
КАМЧАТКА
Молодым людям запрещается выбирать невесту в своем селе, на ее поиски следует отправиться в соседнее село, где, найдя ту, которая мила сердцу, нужно наняться на работу к ее родителям. Основной задачей парня в данном случае является необходимость зарекомендовать себя только с лучшей стороны, чтобы родители невесты не смогли отказать ему.
Однако мало получить в награду за работу невесту, ее еще нужно поймать, сумев дотронуться до обнаженной кожи на теле. Конечно, сделать это не так-то просто, ведь девушку будут старательно одевать «в сто одежек», но для любящего сердца – это не преграда на пути к счастью. Сегодня такие традиции чтутся только исконными обитателями Камчатки, которые стараются сохранить обычаи предков в их первозданном виде.
ЧУКОТКА
Определенное внимание хотелось бы уделить брачным обычаям Чукотки, ведь мировоззрение народов Севера совершенно отличается от принятого нами.
Чукотская свадьба издревле проходила в несколько этапов или обрядов. В первую очередь ритуал проходил в яранге жениха. Женщину и мужчину обмазывали кровью жертвенного оленя, выводя знаки, которые символизировали охрану семьи. После брачующиеся приносили жертвоприношения огню, закату и рассвету, а также “кормили” домашних охранителей.
Также существовала такая свадебная церемония, как “путешествие из-за скуки”, когда молодожены и их родственники ехали к родителям невесты с подарками в виде оленей и угощений. Уже в том доме обряд бракосочетания проводился снова.
У чукчей существовало несколько видов брака, например, брак между двоюродными братьями и сестрами или между дядей и племянницей. Стоит уточнить, что браки между родственниками обговаривались как до рождения детей, так и после их появления на свет. Так же необходимо отметить, что присутствовали и такие браки, где один из партнеров был намного старше. Однако в том случае, когда мужчина был младше жены, ему было необходимо взять в жены еще одну женщину в целях работы и выживания.
Интересно и то, что более четырех жен мужчина не может брать, чаще встречаются семьи с тремя-двумя женами или с одной, в случае с недостаточным обеспечением.
Если жена умирает, мужчина берет в жены ее сестру, младшие братья женятся на вдовах старших, но ни в коем случае не наоборот – это противоречит всем обычаям.
Однако с родами дело обстоит куда суровее. Роженицу оставляют одну, без какой-либо помощи со стороны. К несчастью многие после подобных родов не выживают.
Конечно, и в таких суровых условиях присутствовала и романтика, когда мужчина выкрадывал женщину и проходил определенные испытания. Но в основном молодой человек за невесту обязан был отработать у тестя не один год. Только через полгода-два года работы на семью невесты молодой человек мог начать с девушкой интимные отношения, и тогда это и считалось началом семейной жизни. Но если в конечном итоге мужчине было отказано, то он считался абсолютно никчемным и обязан был работать даже, не прося еды.
Из предыдущей информации становится понятно, что первой брачной ночи как таковой у чукчей не существует. Этому есть и другое доказательство: при договоренности о браке на ранних годах жизни детей, допускаются и их половые отношения. В этом случае о настоящей любви среди представителей этого народа говорить стоит в особых случаях.
ЯКУТИЯ
В связи с тем, что этот народ проживает далеко от цивилизации, да и сами они живут порой в сотне километров друг от друга, у якутов распространено многоженство. Это связано еще и с тем, что мужчин не хватает, а именно они являются главной силой в ведении домашнего хозяйства. Женщина следит за домашним очагом, а мужчина уходит порой на месяцы на пастбища, чтобы прокормить лошадей. Именно они являются главным источником питания у этого народа.
Жен может быть сколько угодно. Главная задача мужа – это суметь прокормить свою семью. Первой жене отдается почетное место. Она главная над всеми остальными женами, которые ей во всем должны подчиняться беспрекословно.
Как только парень выбирает суженую, начинается сватовство. Решающее слово остается за молодой. Если она согласна покинуть дом и стать женой, она на предложение жениха молча кивает головой.
После принятия решения жениться, к молодой отправляется отец жениха или старший брат. Их задача – договориться о калыме. В большинстве случаев он определяется количеством лошадей и мясом. Семья невесты дарит им ирды. Это откупной подарок, который по своей стоимости должен быть в несколько раз дешевле калыма.
Надо отметить, что якутские свадьбы весьма интересны с точки зрения национальных обрядов, костюмов и музыкальной составляющей. Поэтому на основе этих традиций, некоторые свадебные агентства нередко проводят тематические и стилизованные мероприятия, с приглашением настоящих шаманов и якутских артистов.
Свадьбу якуты проводят зимой. Именно в морозы мясо животных хорошо и долго храниться. К невесте в дом приносят множество мешков с кониной. Это не только калым, но и главное угощение свадебного стола. Последним в дом входит жених. Он входит в дом с закрытыми глазами и опущенной головой. Рукой он держится за кнут, за который его ведет старший брат. Он становится на колени и перед иконой получает благословение от родителей невесты. Главным действующим лицом на обрядовой якутской свадьбе выступает шаман. Он кружится вокруг жениха с бубном, предсказывая его дальнейшую судьбу и колдуя на счастье и благополучие молодой семьи.
После обряда наступает время ужина, и все гости усаживаются за стол. Никто не расходится по домам. Все остаются ночевать в доме невесты. Невеста в это время и в последующие несколько дней проживает у своих родственников.
Наутро гости расходятся. В доме остаются только родители молодой и жених. Ему предстоит пройти ряд испытаний, которые для него подготовил будущий свекор. Через несколько дней его отпускают домой. Теперь он имеет право в любое время приходить в дом к любимой и видеться с ней.
Невеста также проходит испытания, после чего имеет право находиться в доме жениха.
По закону якутов они теперь муж и жена.
Муж имеет право расторгнуть отношения, если женщина не родит ему сына. В таком случае отец девушки обязан вернуть весь калым. Если же молодые не сошлись характерами, они могут развестись, но в таком случае калым остается в доме молодой.
СИБИРЬ
У других народов Сибири имеются тоже свои свадебные традиции, которые также начинались с процесса сватовства. В этом случае сваты приходили в дом невесты со свежеиспеченным хлебом и просили разрешения положить его на стол. Данное родителями согласие принималось в качестве знака одобрения кандидатуры жениха. Завершающим этапом процесса сватовства является недельное рукоделие невесты и ее подружек, целью которого было подготовить подарки родственникам жениха.
Когда все подарки готовы, девушка с подружками шла в дом к жениху, где вручала презенты родственникам суженого, а ему самому презентовала березовый веник и рубаху. Жених в свою очередь дарил невесте мыло. Свадьба проводилась на следующий день после девичника, который предписывалось проводить в бане, «оплакивая» окончание холостой жизни.
ДОНСКИЕ КАЗАКИ
Интересен свадебный обычай у донских казаков, которые сговаривались о свадьбе сразу после появления в семье ребенка. Примечателен тот факт, что разница в возрасте не являлась препятствием. Донские казаки являются приверженцами ранних браков, когда младшему из брачующихся едва исполняется 12 лет.
Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.
Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.
Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.
Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.
За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.
Невеста оплакивала свою волю, своих подруг, с которыми расставалась. Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.
За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха – легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.
В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.
Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.
У молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней.
Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.
К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом – в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки пели песни.
Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.
А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.
Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».
Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, и в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и пением свадебных песен.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХАКАСИЯ И РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
Шорцы и телеуты – жители Кемеровской области, Хакасии и Республики Алтай. В прошлом шорцы считались православными, но в основе их свадеб лежали обряды предков, связанные с особым мировоззрением.
Свадьба была не просто праздником, но целым процессом метаморфозы двух семей, которые не только давали согласие на брак молодых, но и непосредственно участвовали в их новом экономическом положении, помогая материально: платили выкуп (калым), строили им новое жилье, организовывали свадьбу. Считалось удачей иметь в семье сына, ведь только им выделяли землю и имущество. Девочкам же доставалось немного: мешочек для швейных принадлежностей, который она берегла всю жизнь, и с которым входила в новый дом.
Во время уды (сватовства), представители жениха приезжали в гости в дом девушки. Об этом было, как правило, известно заранее. И если гости обнаруживали закрытую дверь с замком или постеленную на крыльце солому, то они понимали, что им тут отказывают. Ну а если родителям удавалось договориться, то дальше обряд был похож на русский.
Невеста, одетая в атласное или шелковое красное платье и разноцветный платок с шапкой из соболя, вместе со свадебной процессией отправлялась в дом к жениху. Для привлечения удачи по дороге разбрасывали кусочки жертвенной пищи, разбрызгивали вино.
После обязательного выкупа гости садились за столы. Самая старшая родственница усаживалась во главе, справа от нее располагались мужчины, а слева – женщины. Традиционно свадебные столы уставляли большим количеством еды и алкоголя.
После свадьбы молодых было принято отправлять на три дня в специально сделанный шалаш – одаг. Его еще называли «зеленым шалашом». Делали они его из священной березы, связывая ветки веревками. Одаг помогали строить родственники и друзья молодых, и за это невеста одаривала каждого медными кольцами, которые она собирала с детства. Все эти три дня муж и жена принимали подарки и праздновали со своими друзьями.
Кстати, после свадьбы для новоиспеченной жены в доме мужа существовали различные запреты: например, нельзя было ходить с непокрытой головой в присутствии свёкра и деверя и т.д.
КАВКАЗ: ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
К будущей невесте и жениху, согласно свадебным обычаям в Чечне, предъявляются определенные требования.
Замужние девушки в этой стране считаются одними из самых мудрых, сдержанных и скромных в мире. Издавна в народе существует традиция прятать невесту в свадебный день подальше от чужих взглядов. Также ей не разрешается разговаривать с кем-либо из родни своего супруга. Разве что на просьбу принести воды, она может ответить: «Пейте на здоровье». Да и при этом ее пытаются то и дело разговорить. Гости отпускают колкости в сторону невесты, чтобы спровоцировать ее на ответ. И если девушка поддается и пытается что-то возразить, то это, по обычаю, говорит о ее глупости. Считается, что она вряд ли будет хорошей женой.
Жених же, в свою очередь, должен позаботиться о бюджете торжества, ведь именно ему предстоит принять у себя всю родню и обеспечить их разнообразными угощениями. К тому же финансы понадобятся для сватовства и выкупа новобрачной.
Неверно считать, что в Чечне женихи покупают себе невест. Разумеется, калым — это денежный выкуп. Однако, такой обряд имеет больше символическое значение. Это показатель щедрости и обеспеченности жениха и его семьи. Таким жестом и, конечно, суммой выкупа они демонстрируют, как высоко ценят невесту и ее родных, насколько она дорога будущему мужу.
Сколько средств понадобится для калыма, определяет мулла. Но семья новобрачного в большинстве случаев дает сумму, намного превосходящую установленную. Так жених еще раз показывает свои благие намерения по отношению к будущим родственникам.
Весьма своеобразен у чеченского народа процесс сватовства. В случае, если молодому человеку приглянулась девушка, он должен передать ей конфету. Таким жестом жених выражает свой интерес и расположение. Если чувства молодой взаимны, то она по обычаю передает парню два носовых платка. Так они обмениваются подарками еще два раза, после чего барышня должна дать парню ответ. Но что бы не сказала ему девушка, окончательное решение о том, возможен ли брак между молодыми, все равно принимает её отец.
Согласно чеченским свадебным традициям, перед тем как облачить невесту в наряд, проводится символический ритуал — купание. Ванна наполняется ароматными благовониями и настоями целебных растений, на теле девушки рисуют линии. Далее совершается обряд под названием «Чокхи».
Тети будущей новобрачной, а также ее подружки закрепляют к подолу свадебной юбки новую иголку, которая должна огородить молодую от дурного глаза и порчи. Желая ей здорового потомства, женщины прячут в ее приданое семена фасоли, кукурузный початок и абрикосовые косточки. В руки девушки передается носовой платок с завернутой внутри лентой и серебряным рублем. Этот дар, а также иголку с подола платья невеста должна сохранить до конца своей жизни, как реликвию.
Затем наступает время для выкупа. К дому невесты прибывает жених с друзьями и родственниками. Обычно возникает шуточный спор о том, кому принадлежит будущая новобрачная. Все это сопровождается смехом и весельем. Далее невеста с собранным приданым отправляется в дом своего суженого, где остается с немногочисленными его родственниками.
Мулла, представляющий мусульманское духовенство, проводит бракосочетание в двух местах: в доме девушки и её будущего мужа. В комнате, при совершении церемонии, не должно быть посторонних, присутствует только невеста, две замужние родственницы и шафер. Помещение обязательно должно быть обустроено очагом, вокруг которого шафер трижды проводит невесту. Затем он разрывает цепь или веревку в знак того, что связь между девушкой и ее семьей с этих пор оборвалась.
Далее церемония заключения брака муллой проводится в покоях новобрачного. Здесь могут находиться двое друзей или женатых родственников, в данном случае это не так неважно. Самое главное — совершить обряд до того момента, пока в дом жениха не приедет невеста. Когда же свадебный кортеж прибывает в обитель молодого, считается, что брак уже заключен.
По традициям чеченской свадьбы торжественный поезд формирует жених. Обычно такой кортеж состоит из многих автомобилей, самый красивый из которых предназначается невесте. Свита новобрачного состоит из мудрейших старцев, сестер, друзей и муллы. Вся эта процессия направляется к дому невесты, где её встречают с угощеньями. Затем по традиции проводится выкуп и веселые свадебные танцы. А непродолжительное время спустя кортеж отправляется в дом сватов к жениху.
Как только невеста прибывает к дому своего суженого, для нее здесь готовится очередное испытание. Перед самым входом стелют коврик, а рядом кладут веник. Задача будущей жены — не пройти мимо такого «подарка», вовремя заметить коврик с веником и принять их. Девушки со стороны новоиспеченного мужа в это время поздравляют молодую, дарят ей деньги и сладости. Затем они преподносят матери жениха ложку с медом и маслом и дают то же самое невесте.
Во время празднования чеченской свадьбы начинается обряд, который называется «Мотт бастар» («Развязывание языка»). Он проходит в присутствии свекрови и взрослых мужчин. Невеста берет в руки чашу с водой и подает ее старейшему на торжестве. Затем она произносит: «Пейте» и дальше не говорит ни слова. Задача мужчин заключается в том, чтобы разговорить молодую всевозможными способами. Муж также пытается заставить избранницу произнести хоть слово. Но невеста не должна на это поддаваться, заговорить она может лишь после того, как муж даст ей определенную денежную сумму, однако деньги она потом отдает своей «второй» матери.
Прежде чем войти в новую семью, невеста должна пройти еще один обряд – ритуал отведения молодой к водоему. Раньше после празднества новобрачная вместе с подружками отправлялась к ближайшей реке с кувшином. В водоем бросался приготовленный накануне пирог, а иногда в него даже стреляли. Разумеется, все это сопровождалось весельем и смехом. В конце обряда невеста должна была наполнить кувшин водой и принести его в дом.
Свадебные торжества в Чечне продолжаются 2-3 дня. Гулянья и застолье проходит во дворе, несмотря на погодные условия. Во время праздника молодой супруг проводит в ожидании суженой в доме одного из своих друзей. Новобрачной же отводится специальное место в уголке двора, где она должна простоять все три дня гуляний. При желании рядом с девушкой может находиться ее подружка, однако садиться им запрещено.
Интересно, что рассадка на празднике происходит по возрастным категориям. В центре садятся старейшины и родители молодых, затем с одной стороны рассаживают представительниц слабого пола, а напротив них — мужчин. Присутствующие дети, как правило, не садятся, а стоят возле стола с угощениями.
После того как большая часть поздравлений уже произнесена, начинаются танцы. Вокруг царит атмосфера праздника и веселья. Руководит торжеством инал-тамада. В конце застолья свекровь снимает с лица своей невестки фату, ей дарят подарки, после чего отправляют к своему суженому.
ТАТАРСТАН
Татарский народ проживает практически на всей территории России, имеет богатейшую историю и культурное наследие, которые берут свое начало с давних времен. Национальные татарские обряды создавались веками, они оказывают влияние на жизнь всего народа и каждого представителя этой культуры. Национальные особенности очень ярко проявляются в свадебных обрядах и ритуалах, многие из которых живы и сегодня.
Татарская свадьба – это волнительное и очень важное событие в каждой мусульманской семье.
Готовятся к татарской свадьбе основательно и еще задолго до официальной даты торжества. Перед тем, как состоится бракосочетание, в дом девушки приходят сваты и родители парня, договариваются о свадьбе своих детей, обязательно с благословения муллы.
Жених и невеста участия в переговорах не принимают. Сватовство проходит в три этапа: смотрины невесты; рассказ о женихе; переговоры между сторонами.
Жениха представляют сват (яучы) и один из старших родственников. Если первые две части сватовства прошли удачно, то на третьем этапе переговоров подключаются отец и мать новобрачного. В заключительной части сватовства стороны оговаривают денежные и другие важные моменты быта молодой семьи: где будут жить новобрачные, кто и что покупает для обустройства жилья, каков будет вклад мужа в новую семью, объем калыма за невесту и еще много других вопросов.
По татарскому обычаю, выкуп за невесту можно выплачивать частями до торжества или отдать целиком в день свадьбы. В качестве калыма чаще всего предлагают золотые украшения, зимнюю и летнюю одежду, постельное белье, посуду, деньги. Какое будет приданое у невесты, переговорщики во время сватовства не обсуждают.
Если стороны договорились, об успешном исходе сватовства сообщают молодым и определяются с датой помолвки. После оговаривается сценарий торжества, которое состоит из свадебных татарских ритуалов.
Никах – свадебный обряд мусульманского брака. Он проводится в мечети или в доме новобрачной. В таинство обряда входят: молитвы, чтение Корана, духовные наставления молодым. Священные обеты дают либо молодожены, либо те, кто их представляет. После завершения Никаха, брак регистрируют в ЗАГСе.
Жених и невеста подают заявление в день помолвки. Этих мероприятий достаточно, чтобы девушка считалась сосватанной и получила статус «ярекшен кыз».
Если молодые хорошо знают друг друга, а родители согласны на бракосочетание детей, то сватовство и помолвку проводят в один день. В доме родителей девушки накрывают стол. Самые близкие родственники с обеих сторон оговаривают условия бракосочетания детей и дарят друг другу подарки.
После помолвки начинается подготовка к свадьбе, которая занимает в среднем от 3 до 5 недель. Жених выплачивает калым частями, покупает подарки невесте, ее родителям и близкой родне. Невеста завершает готовить приданое, которое начала припасать еще подростком. Родители молодых и ближайшие родственники организовывают свадебное веселье.
Перед свадьбой нужно детально продумать сценарий мероприятия. Он должен включать в себя татарские свадебные обычаи и традиции. Чтобы торжество прошло весело, оригинально и запомнилось гостям надолго, необходимо заранее оговорить с тамадой все нюансы и тонкости проведения праздника.
Татарская свадьба (Туй) – торжество, которое продолжается несколько дней. Оно начинается в доме невесты, а затем плавно переходит в жилище жениха. В наши дни татары обычно празднуют свадьбу в ресторане на протяжении нескольких дней.
По татарской традиции в день бракосочетания родители будущей жены забирают жениха из его дома и отвозят в специальное помещение к молодой невесте, которое называется «кияу эйе». В давние времена такое временное помещение строили рядом с домом родителей невесты. Сегодня для этой цели снимают квартиру или номер в отеле. Кияу эйе предназначается также для первой брачной ночи.
Друзья и родственники невесты не пускают новобрачного в кияу эйе до тех пор, пока он не погасит весь калым или не заплатит дополнительно сумму. Свадебный тамада либо родственник невесты отвечает за это мероприятие. Когда все улажено, начинается татарское свадебное торжество: жениху и его родственникам оказывают достойную встречу.
После того, как калым уплачен, ведущий проводит забавные свадебные конкурсы. Когда все препятствия на пути к невесте пройдены, новобрачный забирает будущую жену из кияу эйе. После молодые и гости идут на церемонию Никах.
На этой торжественной церемонии, которая длится около часа, присутствуют мулла, новобрачные и близкие родственники виновников торжества. Обряд проводится в тишине за закрытыми дверями. Мулла садится во главе стола, а новобрачные на мужской половине стола или напротив него. Когда начинается молитва, молодожены встают и слушают святые слова в молчании. Потом жених и невеста дают брачный обет.
В конце свадебной церемонии мулла объявляет молодых мужем и женой перед Аллахом, напутствует их на семейную жизнь молитвами из Корана. Затем родственники дарят подарки мулле и поздравляют новобрачных с созданием новой семьи. После окончания татарского обряда Никах, молодожены с гостями отправляются в ЗАГС.
Затем наступает самый веселый этап торжества, который состоит из:
праздничного застолья в доме новобрачной; переезда жены к мужу;
застолья в доме жениха.
Традиционно родители невесты накрывают стол в своем доме, чтобы встретить молодых после регистрации. Новобрачные садятся во главе праздничного стола, супруга должна находиться справа от мужа. Возле молодой жены размещаются родители новобрачного, а рядом с молодым мужем – родители жены. Справа – родня мужа, слева – родственники жены. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционных угощений, конкурсов, национальных танцев, песен и развлечений.
После торжества в доме невесты молодые отправляются в кияу эйе, где проводят первую совместную ночь. На второй день для новобрачных топится баня, их угощают оладьями и блинами. Молодых поздравляют родственники, соседи, друзья и знакомые с обеих сторон. После нескольких дней гуляний происходит один из самых важных обрядов татарской свадьбы – переезд жены в дом мужа. А само застолье продолжается еще несколько дней.
Переезд жены в дом мужа – неотъемлемая часть татарской свадьбы. Он оказывает сильное влияние на будущие отношения между родителями мужа и невестки. Даже на современных татарских свадьбах соблюдается этот старинный обычай при встрече будущих родственников. Обряд помогает молодой жене показать самые лучшие качества заботливой жены и хорошей хозяйки. Для свекрови этот ритуал – замечательная возможность продемонстрировать отношение к невестке как к дочери, пожелать молодым счастливой семейной жизни.
Невесту привозит в свое жилище молодой супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома девушку встречают родители жениха. Так начинается сам ритуал. К ногам невесты гости-мужчины кладут подушку или шкуру – это знак уважения к девушке, теплого и гостеприимного приветствия. Свекровь и старшая сестра жениха угощают молодую медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Родные предлагают молодой жене вымазать руки мукой, чтобы в новой семье всегда были деньги. Новобрачным принято также дарить домашних животных.
Когда молодая жена первый раз переступает порог нового дома, она должна совершить один из древних свадебных обрядов – освящение жилища. Девушка вешает настенные украшения, новые занавески, полотенца, стелет дорожки на пол. Этот простой и милый ритуал помогает новобрачной почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и показать приданое родне супруга. Свекровь сопровождает невестку, когда та первый раз идет за водой. Девушка как бы сдает свой первый экзамен, демонстрирует аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично. Породнившиеся семьи дарят друг другу подарки и устраивают свадебное торжество в новом доме.
Татарская свадьба, которая прошла по всем традиционным правилам – большой и шикарный праздник. Именно с него начинается счастливая и радостная жизнь новой молодой семьи. Особую торжественность, которой скрепляется нерушимый брачный союз на долгие годы новой семейной пары, придают религиозные священные обеты, а теплые искрение пожелания от родных и близких на долгие годы остаются в памяти молодых супругов и гостей свадебного торжества.
ЧУВАШИЯ
Традиционные чувашские свадебные обряды и ритуалы пришли в сегодняшний день из далеких времен. Возникли они на бытовом уровне. Например, калым и приданое традиционно помогали родителям невесты возместить затраты, которые они вложили в свадьбу, а молодоженам служили начальным капиталом для семейной жизни. Другие традиции возникли на религиозной почве – они призваны защищать молодоженов от злой силы, привлекать счастье и достаток в молодую семью.
От сватовства до бракосочетания в Чувашии проходит несколько недель. Вереница событий происходит в определенной последовательности, за соблюдением традиций следит родственник чувашского новобрачного.
В старину искать спутника и спутницу жизни было принято в другой деревне, желательно как можно дальше от своего места жительства. Этой традиции есть простое объяснение: так меньше риска взять в жены родственницу. Ведь живущие в одной деревне жених и невеста могли быть как близкими, так и дальними родственниками, а свадебные традиции чувашей запрещали женитьбу родственников до седьмого колена.
Поэтому в национальных праздниках участвовали, как правило, несколько деревень, чтобы молодежь из разных поселений могла знакомиться между собой. В редких случаях пару своим детям выбирали родители, но даже если дело обстояло именно так, свадьбу не играли без согласия молодых. Если чувашской девушке нравился молодой человек, то она своими руками вышивала платок и дарила его избраннику. А молодой человек, по традиции, угощал понравившуюся девушку конфетами, пряниками и другими сладостями.
После того, как парень выбрал невесту, он говорил об этом матери и отцу. Задачей старших было убедиться до свадьбы, что избранница сына здорова и имеет хорошее воспитание. Самую тщательную проверку будущая жена проходила в ведении домашнего хозяйства. Девушка должна была быть аккуратна и трудолюбива, чтобы стать полноправной хозяйкой в новом доме. Невесты постарше ценились у чувашей больше, чем молоденькие, потому что у первых было больше приданого и опыта ведения домашнего хозяйства.
Самый благоприятный для сватовства период у чувашей – весна. Следуя традиции, к избранной девушке парень посылал сватов. Делегация для переговоров формировалась в следующем составе:
старший дружка – родственник жениха, который должен был договариваться с родителями девушки;
младший дружка – его выбирали из молодых родственников чувашского жениха, он должен был вести переговоры со свитой невесты, петь песни на свадебном торжестве;
другая родня или хорошие знакомые.
Число сватов всегда было нечетным.
Чувашские сваты приходили не с пустыми руками, они приносили с собой сладости, фрукты, алкоголь. Количество гостинцев также было нечетным. Эта чувашская свадебная традиция символизирует, что до сватовства жених с невестой – еще не пара.
Если жену выбирали родители жениха, то на первое сватовство они брали с собой своего сына, чтобы тот мог познакомиться с девушкой. Если она ему не понравилась, то было не поздно отказаться от свадьбы.
В доме невесты чувашские сваты садились посреди избы и начинали мудреный разговор с отцом девушки, не спешили раскрывать секрет, зачем пришли. Обычно начинали говорить о продаже чего-нибудь. Родители невесты тоже поддерживали традицию, и отвечали, что ничего не продают. После этого в комнату приглашали девушку, и сваты рассказывали ей о цели своего визита.
Если ответ от родителей девушки был положительный, то через пару дней к невесте приезжали отец и мать жениха, привозили гостинцы.
Они знакомились с девушкой, договаривались с ее родней о приданом и калыме. Родители невесты в ответ готовили угощение, а девушка, соблюдая чувашскую свадебную традицию, преподносила будущим свекрам в подарок полотенца и рубахи. На этой встрече уже оговаривали день свадьбы, который назначали примерно через 3 или 5 недель после сватовства. Количество недель обязательно было нечетным.
Приданым на свадьбе у чувашей были предметы быта, одежда, домашние животные и птицы. В калым, который давал жених за невесту, входили продукты на свадьбу, шкуры и, конечно, деньги. Традиция с калымом сохранилась у этого народа и по сей день, но сейчас невесту выкупают у родителей только деньгами. Об их количестве не договариваются – каждый платит, сколько может. Сумма бывает очень большой, а бывает лишь символической, просто в дань традиции.
Калым отдается до бракосочетания в доме невесты. Родители девушки ставят на стол хлеб и соль, а отец жениха кладет на каравай кошелек с деньгами. Отец невесты или ее старший родственник забирает деньги, а назад отдает кошелек с монетой. Она символизирует богатство молодой семьи.
Свадьба у чувашей всегда славилась разнообразием обрядов и традиций, которые отличались друг от друга по территории проживания.
По традиции, свадебная церемония начинается одновременно в двух домах – жениха и невесты. Затем будущий супруг едет в дом к возлюбленной, чтобы забрать ее у родителей и привезти в свой дом. Здесь же свадебное торжество и заканчивается.
За несколько дней до свадьбы чувашские жених и невеста (каждый в своей деревне) вместе с родителями и друзьями оповещали о предстоящем событии родственников. Пиво для свадьбы тоже варили заранее. А начиналось свадебное торжество с уборки бани, в которой должны мыться молодые и их родственники. После того, как чувашская невеста помылась, ей предстояло пройти еще одну баню, которая, по народному поверью, очищало молодую от злых духов. После этого брачующиеся одевались в новые наряды и просили у стариков благословение на свадьбу.
У низовых и средненизовых чувашей на свадебной церемонии обязательно исполнялся обряд – плач невесты. Он сохранился у некоторых чувашей и по сей день. Перед тем, как переехать в дом мужа, чувашская невеста исполняет очень грустную песню, причитая о том, как она не хочет покидать родительский дом и уходить в чужой, оставляя своих родных.
По традиции, первой начинала причитать замужняя сестра или другая родственница. Она показывала молодой, как это надо делать. Потом невеста подхватывала горестный мотив и причитала со слезами. При этом, вспоминала родителей, сестер, братьев, свое детство и родной дом. Каждая чувашская невеста причитает по-разному, импровизация в этом деле приветствуется. Во время рыданий молодая обнимает всех родных и друзей, прощается с ними.
Этот обряд интересен еще тем, что во время него чувашская невеста подносила каждому гостю и родственнику ковш пива, в который нужно было класть монеты. Они назывались – «дань плача». После окончания обряда, девушка клала монеты за пазуху. Плач невесты – дело не скорое, он продолжался несколько часов. Потом невесту везли к жениху. Во время причитаний и плача новобрачной все, кто были в это время в доме, танцевали и хлопали, стараясь развеселить невесту.
В то время, когда гости собирались, читали молитвы за счастье молодых, готовили блюда на праздничный стол и ждали приезда жениха, новобрачная со своими подругами одевалась в специальной комнате. Традиционно, дружки должны были заплатить отцу чувашской невесты символическую плату (не стоит эту дань путать с калымом). После проведения ритуала, гостей пускали в дом, жениха угощали пивом и усаживали на почетное место. Перед этим родители невесты клали сюда деньги, которые жених забирал.
Начиналось застолье, гости веселились, танцевали, потом выходила новобрачная в специальном свадебном покрывале. Невеста затягивала традиционную песню с причитаниями, после исполнения которой, ее увозили в дом мужа.
Когда свадебный экипаж выезжал за деревню, жених исполнял обряд изгнания злых духов. Для этого он ударял свою суженую три раза нагайкой. Обратно свадебный поезд приезжал с музыкой и песнями.
Жениха перед торжеством близкие родственники наряжали в свадебный национальный костюм. Потом он шел во двор к гостям, и там начиналось веселье. В танцах и песнях участвовали дружка и холостые парни. Вдоволь наплясавшись, все шли в дом, чтобы немного выпить. Затем дружка жениха с парнями шли в дом невесты. Эта процессия сопровождалась задорными песнями и громкой музыкой.
Из дома невесты уходили вечером. Следуя чувашскому свадебному обряду, невеста шла спать вместе с родственницами суженого, а гости и родня жениха оставались на ночь в его доме. Утром все шли в церковь, где проходила церемония венчания. По традиции, после регистрации брака, дома с молодой жены снимали покрывало и одевали ее в наряд замужней женщины. Свадьба продолжалась дальше.
После церемонии венчания новобрачным предстояло пройти много разнообразных обрядов. Так, у ворот дома им под ноги разбивали сырое яйцо, а затем угощали жидкой яичницей на молоке. Этот обряд являлся символом счастливой жизни. Потом молодых провожали на супружескую кровать и на несколько часов оставляли одних в комнате. «Будить» пару приходила сваха.
После того, как молодожены побывали наедине, молодую жену посылали к колодцу. Девушка должна была набрать ведро воды и принести его в дом. Во время этого обряда золовка три раза разливала воду, и только на четвертый раз невестке давали возможность принести воду домой. После всех основных обрядов чувашскую свадьбу праздновали еще сутки.
В первые три дня после бракосочетания молодая жена не имеет права убирать в доме. Это за нее делают близкие родственницы, а девушка преподносит им в благодарность символические подарки. Чувашка после бракосочетания обязана была семь раз что-нибудь подарить свекрови. По традиции, первый год совместной жизни молодых сваты часто ездят друг к другу в гости, чтобы укрепить родственные связи.
Через неделю после свадьбы молодожены вместе с родителями навещали тестя и тещу. Через три недели вновь наносили визит родителям супруги, но уже брали с собой одного из родственников. Через полгода в гости к тестю приезжали уже 12 человек – родители молодого мужа и близкие родственники. Гостевали там три дня, а молодым отдавали затем остаток приданого. Обычно это были домашние животные.
Одна из свадебных традиций чувашей запрещала молодым супругам петь и танцевать на свадьбе. Поверье гласило: если муж будет много веселиться на свадьбе, то жене придется провести с ним тяжелые годы. Только при первом посещении родителей невесты после свадьбы, молодым разрешалось слегка расслабиться. Сегодня чуваши очень редко соблюдают эту традицию: танцуют и веселятся от души после бракосочетания.
Свадьба у чувашей – веселый, наполненный разными обрядами и ритуалами, праздник. Торжество продолжается несколько дней, гуляет вся деревня. Сегодня чуваши не часто соблюдают все свадебные традиции, но есть обычаи, которые они чтут сквозь века.
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В БЕЛАРУСИ
Белорусское «вяселле» («свадьба») ― один из древнейших обрядов белорусов. Он имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи.
Белорусская свадьба похожа на нашу, исконно русскую. Обязательно было сватовство, причем здесь приметы играли настолько важную роль, что, завидев черную кошку, сваты могли вернуться. На сватовство сваты приходили не с пустыми руками, брали с собой мед, каравай, подарки и угощения, чтобы задобрить родителей невесты, а для того чтобы на сватовстве не получить отказ, засылали «сватью», которая расхваливала жениха и получала согласие девушки.
Женились чаще в конце лета, в начале осени, когда заканчивался сбор урожая. А вот в середине января, по белорусским обычаям, свадьбы запрещены.
Перед вступлением в брак будущая жена устраивала девичник, на котором прощалась со своими незамужними подругами. Они плели венки. У невесты должен быть самый пышный, красивый и тугой венок.
Молодую наряжали в чужом доме неподалеку от дома жениха. Считалось очень плохой приметой переводить девушку через дорогу в день ее свадьбы. Ей надевали подвенечное платье, заплетали тугую косу. Фата (или платок) надевалась в самый последний момент.
К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы.
Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.
Обязательно был выкуп, шуточный и веселый с играми и стишками.
После приезда жениха, руки будущих супругов вкреплялись платком, их несколько раз обводили вокруг стола с белой скатертью. После чего все угощались и ехали в храм венчаться.
После венчания новоиспеченная семья должна была объехать семь мостов и посетить могилу предков. Эти традиции живы до сих пор. Новобрачные стараются побывать на семи мостах, чтобы жених перенес на руках невесту через каждый из них, а вместо могилы предков часто посещают мемориалы, братские могилы.
После прогулки все провожали молодых домой. Встречали там молодоженов с караваем и медовухой. Медовуху нужно было только пригубить, а остальное вылить через плечо, чтобы все плохое осталось позади. Жених и невеста целовали каравай и кланялись.
Обрядовый хлеб (каравай) ― обязательный атрибут белорусской свадьбы, символ семейного счастья, благополучия, достатка. Началом свадьбы считалась выпечка каравая, а окончанием ― когда каравай делили и одаривали им всех присутствующих. Пекли свадебный каравай обязательно замужние женщины с благословления родителей молодоженов. Выпечка сопровождалась обрядовыми песнями-заклинаниями, которые должны были благоприятно повлиять на судьбу молодой пары. В пасмурный день тесто начинали замешивать только когда выглядывало солнце, иначе можно было навлечь несчастье.
После встречи, молодые замыкали на пороге замок ― символ прочного счастья. Порог был особенным местом. Его часто ассоциировали со смертью, поэтому муж обязан был нести свою жену на руках через порог, а гости осыпали их зерном. А на сам порог ступать запрещалось, чтобы избежать ссор в семье. Молодые шли по самотканому полотну, которое за ними скручивали, чтобы никто на него случайно не наступил и таким образом не разлучил их.
К столу жених и невеста подходили по ходу часовой стрелки (по солнцу), а выходили в обратном направлении. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их не разделяли ни ножки стола, ни подлокотники. Чтобы обеспечить богатство, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом мехом вверх, чтобы «были молодые богаты, как тулуп косматый».
Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой.
Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить.
На протяжении всей свадьбы молодые сидели только вместе, держались за руки, чтобы между ними никто не проходил, в обратном случае брак мог быть недолговечным. Никакие обряды свадьбы или танцы не должны были разлучать пару. В некоторых районах Беларуси была даже такая традиция: сразу после венчания крестный отец соединял руки молодоженов и перевязывал их специальным рушником.
В конце застолья происходил еще один исключительно символичный обряд. К столу молодоженов подходила мать жениха, стелила на него рушник, на котором жених и невеста стояли во время венчания (или теперь регистрации в ЗАГСе). Затем вытирала салфеткой тарелки, ложки, фужеры, которыми они пользовались, и, вместе с венчальными свечками и куском каравая, складывала на рушник и перевязывала его поясом-оберегом. Это ― еще один символ счастливой семейной жизни, его складывали в шкаф или сундук и никогда в жизни не развязывали.
В конце свадьбы с молодой супруги мать жениха снимала фату, а на голову новобрачной надевали простой платок, символизирующий женскую долю и роль в семье, а также на невесту одевали ещё один символ женской доли ― фартук.
Фату передавали шаферке (свидетельнице), она надевала ее и делала три поворота вокруг себя. Этот обряд символизировал передачу жизненной эстафеты: считалось, что именно свидетельница станет следующей невестой. Потом фата оказывалась у других девушек, они повторяли ритуал. Затем мать жениха забирала фату и вешала ее в доме под иконами. Передавать, дарить или продавать фату нельзя, потому что она обладает мощной и надежной силой, охраняющей семейную пару. С ее помощью можно лечить будущих детей.
По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки, а также нельзя использовать найденные кольца или переплавлять родительские.
Жениху и невесте дарили обрядовые свадебные куклы ― «неразлучницы». Эти куклы имеют одну руку на двоих и служат талисманом будущей семейной паре.
Гости одаривали молодых, чем могли, приговаривая пожелания: «дарю конфеток, чтоб было много деток», «дарю пятаков, чтоб купили себе сынков», «зерно под пятку, чтобы жизнь была в достатке» и т.д.
Также был обязателен заговор на долгую счастливую жизнь: брали две свечки, оставляли их на время в теплом месте, чтобы воск подтаял, потом скручивали в одну и подпаливали. При этом повторяли слова: «Я не свечки палю, а два сердца соединяю на хлеб-соль за столом, на хорошую жизнь, на семейное счастье. Аминь».
Гулять на свадьбе полагалось три дня – много пить (но ни в коем случае не напиватся), есть, громко петь и танцевать. Пировали гости от души, искренне желая молодым семейного счастья, взаимопонимания и сладких поцелуев. А «Горько!» кричали, чтобы сберечь их от людской зависти, сглаза, чтобы сбить нечистую силу с толку.
Многие белорусские свадебные традиции сохранились по сей день, другие же трансформировались. Но выкуп, каравай и девичник всегда имели и имеют большое значение в свадебном обряде Беларуси.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ В УКРАИНЕ
Свадебный украинские традиции мало чем отличаются от исконных русских, хотя в них и больше языческих нюансов, поэтому рассмотрим только самые интересные и необычные украинские обряды…
Во время танца вполне можно было украсть девушку, даже из богатой семьи, а потом жениться на ней, если она не против, конечно.
От парня требовалось немало смелости и ловкости, чтобы унести свою добычу как можно дальше от дома и там продержать не менее суток. Если его найдут раньше, не сносить ему головы. А вот после 24 часов его прощали, если похищенная не желала за него идти, или женили, если оба были согласны.
В любом случае, начала украинский хлопец выбирал себе суженую, после чего в ход вступали его заботливые родственники. В первую очередь необходимо получить согласие родителей невесты. Для этого делегация со стороны жениха, в лице отца, дяди и старших братьев наносила дружественный визит в дом потенциальной невесты.
В Украине есть интересный обычай, как лаконично и понятно объясняться со сватами. В случае категорического отказа родичи несостоявшегося жениха получают тыкву (гарбуз), как символ неудачи. Отсюда старинная украинская пословица — «Не получить бы гарбуза».
Сваты приходят в дом невесты с символическим даром — булкой свежего хлеба или караваем. Хлеб является своеобразным символом доброго согласия между будущими родственниками. Его ставят на стол, рассаживаются и начинают беседу. Обычно разговаривает самый старший и уважаемый родственник: отец или дядя. После приятной беседы, если сватам в доме рады, начинается новый этап сватовства. Юная невеста должна показать свою благосклонность гостям. Для этого девушка берет нож, разрезает каравай пополам, произнося при этом старинные ритуальные слова: «Разрезаю этот хлеб, чтоб отдать вам свой обет, а вы примите меня, как свое дитя».
Затем на специально подготовленное вышитое белоснежное полотенце торжественно раскладывают ломти разрезанного хлеба. Это означает положительный ответ радостным сватам, и поэтому они обращаются к молодке с ответной ритуальной репликой: «Спасибо девице красной, что рушник вышила такой рясный». На этом первый и самый важный этап успешно завершается с уговором о дате смотрин и помолвки. А впереди молодоженов ждут другие обряды и увлекательные мероприятия, связанные с украинской свадьбой.
Не было запрещено и девушкам свататься к понравившемуся молодому человеку. Отказывать ей было нельзя. Такое сватовство применялось только в очень редких случаях, если девушка была обманута парнем. Так она могла себя защитить.
На смотринах украинского свадебного торжества сваты должны вести себя чинно и быть доброжелательными по отношению к будущим родственникам. Во время обряда юная невеста трепетно ухаживает за потенциальной свекровью и свекром. С поклоном подает национальные кушанья: пироги, вареники, шанежки, приготовленные собственноручно. Все усилия девушки направлены на создание положительного образа перед дорогими гостями.
Помолвка перед украинской свадьбой — не менее волнующий этап. Здесь уже присутствуют посторонние свидетели, чтобы торжественный момент был зафиксирован навечно. Отказаться после этого от брака молодым просто не представляется возможным. Юных новобрачных связывают полотенцем-рушником, знаком крепких брачных уз. Узаконенная невеста одаривает свекровь и свекра символическими подарками: вышитыми платками, национальными рубахами, узорными рушниками.
Перед свадебным торжеством девушка должна попрощаться с беззаботной юностью и вступить во взрослую серьезную жизнь. Для этого приглашаются закадычные подружки и сестры, спутницы счастливой молодости.
По традиции этот украинской свадьбы ритуал проходит в бане. Девицы с печальными песнями купают невесту, расчесывают ее длинные волосы. Новобрачная в ответ поет прощальную песню-плач по детству.
Юная невеста плетет своеобразный амулет счастливой замужней жизни. Эту свадебную веточку можно также отнести к языческим символам, она обозначает красоту невесты. Ее запекали в тесте и ставили на праздничный стол. На веточке, которая потом станет обязательным украшением свадебного стола молодых, навязываются яркие разноцветные ленты, а после торжества все подружки и дружки отламывали от нее по кусочку.
Обряд выкупа невесты женихом присутствует почти во всех национальных свадебных традициях. Однако украинский народ немного усложняет эту задачу. В назначенную дату свадьбы нарядный жених отправляется в путь за своим счастьем, то есть шествует к дому суженой. По дороге к невесте многочисленная родня, дружки и знакомые стараются встретить хлопца и потребовать выкуп. Жених одаривает всех прохожих монетами, сладостями и красивыми платками.
Непосредственно в доме у невесты тесть и его родичи устраивают будущему мужу нелегкие испытания, чтобы посмотреть, какой зять хозяин, как он развит физически. Например, парню могут предложить запрячь лошадь или поднять какой-либо хозяйственный груз. В процессе испытания жениху обязательно задаются шуточные вопросы. Таким образом родня проверяет его на сообразительность и умственные способности.
Долгое время на украинской земле существовал обычай не казнить осужденного, если какая-то девушка пожелала стать его женой. Осужденных женщин это тоже касалось. Есть поверье, будто однажды казака повели на казнь, ему навстречу вышла девушка и пожелала стать его женой. Но взглянув на нее, молодой человек пожелал скорее быть повешенным, чем жениться на ней.
Женили в Украине всегда по старшинству. В семье, где несколько детей одного пола, в брак вступал сначала всегда старший и никак иначе. Средние и младшие обязаны были ждать своей очереди. Ведь если более молодая сестра выйдет замуж раньше, это будет оскорблением для старшей. Ее уже могли замуж и не взять.
По языческой традиции, в Украине можно было жениться и весной, когда природа расцветает, а не только осенью после сбора урожая.
Венчание пары проходит в деревенской церкви. Будущие муж с женой выходят из храма и попадают под праздничный салют из подбрасываемых гостями монет, зерен риса и пшена — символов благоденствия и богатой семейной жизни. Считается, что в этот момент перед новобрачными образовывается сатанинский огонь. Поэтому родители жениха и невесты льют под ноги молодой семье воду, очищая им путь вперед к счастливой и спокойной семейной жизни.
Каждая молодая девушка должна вышить большое количество рушников для собственной свадьбы. На них раскладывают караваи и пироги. Самые красивые тканные изделия юная невеста дарит близким людям и родственникам. Великолепный свадебный каравай занимает почетное место посередине стола на белоснежном рушнике, расшитом причудливыми узорами. А свежий пышный хлеб на таком полотенце — знак достатка в хате.
Каравай, изготавливаемый на украинскую свадьбу — это особый хлеб, рецепт приготовления которого уникален. Его выпекают настоящие мастерицы своего дела. Помимо отменных вкусовых свойств, хлеб выглядит богато и красиво. Его блестящая подрумяненная корочка украшается выпеченными элементами: колосьями пшена, листками калины. Пшеница — это символ достатка и богатства семьи, а листья дерева сулят молодым продолжение рода. Венчают причудливый рисунок, как правило, два переплетенных кольца, знаки вечной любви и верности.
В Украине принято, чтобы жених с особым старанием добивался расположения своей тещи. Специально для этого существует веселый национальный ритуал «Чоботы». Он начинается с того, что зять покупает новые сапожки. В торжественный день новобрачный должен пригласить тещу в центр зала и старательно вымыть её ноги. После чего самое время надеть матери своей жены новую красивую обувку. Чтобы добавить обряду яркости и веселья, гости сопровождают такое действие народными танцами и песнями.
Расплетать девичью косу — также и древний обычай украинской свадьбы. Пышная длинная коса — это знак девичества, юности. После бракосочетания свекровь и муж бережно снимают венчальный венец с яркими лентами и расплетают косу невесты. Затем мать молодого мужа заплетает волосы девушки вокруг головы полукругом и повязывает поверху специальный платок, который носят замужние женщины. Замена прически и повязывание платка объясняется тем, что, став женой, девушка должна много трудиться по хозяйству. А косы могут помешать выполнять рутинную домашнюю работу. К тому же красоту невесты должен видеть только муж. Снятый венок жена бросает в толпу веселых подружек, которые его ловят, чтобы определить, кто из них будет следующей новобрачной.
Название веселого ритуала «Ряжение» происходит от слова «рядиться», то есть наряжаться, переодеваться. Такая забава происходит на второй день свадебного торжества. Вместо новобрачных к гостям выходят «фальшивые молодые», нередко преклонного возраста для потехи гостей. Остальные участники торжества по желанию наряжаются скоморохами, животными, после чего такая веселая толпа устраивает масштабные гулянья. Гости под громкую музыку и народные песни бродят по улице. Веселый ритуал имеет цель не только развеселить прохожих, но и оградить молодых от порчи и сглаза, отвести нечистую силу.
Украинские свадьбы всегда широкие, шумные, на них алкогольные напитки льются рекой. По этой причине детей даже старшего возраста на такие празднества не брали.
ПОМНИТЕ: Народные свадебные традиции возвращают свадебному торжеству его первоначальный смысл. Это не просто красивое сопровождение официального оформления отношений, а священный обряд, который настраивает на долгую счастливую семейную жизнь. Поэтому, вкладывайте в свадьбу не только деньги, но и душу, и это знаменательное событие превратится в светлый семейно-родовой праздник, который останется в ваших сердцах навсегда.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://www.syl.ru/post/home-and-family/119672#image999219;
https://ribalych.ru/2014/03/09/svadebnye-tradicii-yakutov/;
https://big-rostov.ru/turizm/otdyxaem-v-rostovskoj-oblasti/obryady-donskix-kazakov/;
https://mag.relax.by/prazdnik/svadba/679904-belorusskaja-svadyba-obryady-i-tradicii/;