МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЗАНОЗИНА ( ФОМИНА) «Двум смертям не бывать, а одной не миновать!».
М.А.Занозина в верхнем ряду в центре. Снимок 1 ноября 1943года, деревня Опаренки.
Родилась в селе Чугуны. После окончания школы в 1940 году поступила в Ульяновское ФЗО для получения профессии технолог спиртовой промышленности. В Чугунах еще до революции барон Стюарт открыл спиртзавод, который благополучно работал и при советской власти. Окончила училище досрочно в 1941 году.
В семье у Марии Александровны Занозиной сначала призвали на войну брата Виктора. Она помнит, что пришло письмо, написанное кровью – «ухожу в бой», больше писем не было, а судьба его остается неизвестной до сих пор. В апреле 1942 года ее призвали в армию. Сначала в село Фокино, в учебную войсковую часть, оттуда в учебную роту в Керженец. Учили на командиров отделения службы ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь.
Потом отправили в Кременчуг. Там они обучали пополнение из Свердловска. Присвоили звание сержант, командир отделения, начальник поста службы ВНОС, должность – разведчик.
На фронте с 1943 года – 2-й Украинский фронт, 5 отдельный батальон. Основная задача, следуя в непосредственной близости от линии фронта, – определять на слух и по силуэту и даже по части силуэта – тип самолета, курс, дальность и высоту, и все полученные сведения сообщать зенитчикам. Пароль для передачи был незамысловатый – «Воздух».
За ошибку – трибунал. Но ни одной ошибки допущено не было.
Мария Александровна командовала отделением умело и решительно. Когда все вокруг при приближении вражеских самолётов кидались в убежище, прятались, где могли, молоденькие девчонки-разведчицы глядели во все глаза – днем бесстрашно стояли на наблюдательных вышках высотой до 40 метров, которые жутко качались от ветра. Ночью слушали небо в слуховой яме. В темноте опознать тип самолета можно было только по шуму мотора. И в этом музыкальному женскому слуху им не было равных. Девушки за несколько километров могли узнать, какой летит самолет и в каком направлении, его дальность и высоту. О полученных данных наблюдатели тут же сообщали в штаб. Ошибок нельзя было допускать ни при каких обстоятельствах. Любой прорвавший нашу ПВО вражеский самолет мог за считаные секунды разбомбить село, город. Наверно, поэтому у Марии Александровны до конца жизни был неспокойный сон.
« Во время бомбежек все живое прячется, а ВНОС не имеет на это права», «А ВНОСовец во все глаза на немца глядит, не оставляя поста». Главный девиз был – «двум смертям не бывать, а одной не миновать!».
Под Кременчугом Мария Александровна получила ранение ног и контузию головы, проходила лечение в полевой санчасти. Обстоятельства ранения были следующие – ехали в только что освобожденный Кременчуг, переправлялись через Днепр по понтонному мосту, и машина подорвалась на противотанковой мине.
В августе 1945 года демобилизовалась из Запорожья. Вышла замуж за фронтовика – Фомина Николая Егоровича. Родила двух сыновей – Виктора и Александра.
ЗОЯ ВАСИЛЬЕВНА ЕРАХТИНА ( СЕЛЕЗНЕВА)
« Конец войне! Победа! Это было такое счастье, словами не передать!»
Родилась и жила в Воскресенском ( Заветлужском) районе Горьковской области. В Воротынец приехала после войны. Награждена Орденом Отечественной войны 2 степени.
Служила на 2-ом Украинском фронте под командованием маршала Ивана Конева , начальником поста ПВО в пятом отдельном батальоне .
До 1942 года она работала в школе. Была членом пленума и бюро райкома комсомола Заветлужского района Горьковской области.
31 марта 1942 года проходил расширенный пленум РК ВЛКСМ. На нем собрались более ста человек. Приходит военный комиссар района, сообщает о тяжелой обстановке на фронте и о призыве на фронт девушек.
План на район – 80 человек. Заявление подали все присутствующие .
Из воспоминаний ветерана « ..пост у д. Шадрино. Начало зимы. Звонок. Шифровка из блокпоста : начальнику поста явиться на БТ к 20-00 сегодня. До БТ – 15 км., а время 16-00.Зимой темнеет рано. Собралась по форме и быстро пошла полем. Дорога чуть заметна, как идти – знаю только по рассказу. Прошла половину пути, подул сильный ветер , дорогу стало переметать. Вижу кто-то идет навстречу . Пройдя несколько метров увидела высокого мужчину в форме немецкого офицера, на груди автомат. Я обмерла от страха, стою перед ним в форме сержанта без оружия, маленькая, худенькая . Остановились. Он говорит на чистом русском языке – Ну и что ты здесь по ночам бродишь? Я отвечаю вопросом – А вы что? Он – И меня не боишься? Я – Нет, не боюсь. Мне , как пролетариям ,кроме своих цепей терять нечего. Он – Ну и иди куда шла, только иди и не оглядывайся, а обернешься, пулю словишь! Я повернулась и пошла, пошла потихоньку, на ногах словно гири привязаны, плетусь и жду пулю , а потом все же обернулась – он стоит на месте и смотрит на меня , кричит – Что тебе жить надоело? Тогда – и откуда силы взялись? – во весь голос запела бодрую комсомольскую песню и пошла, больше не оборачиваясь. Думала , что живу последнюю минуту. Дошла до первого перелеска и бросилась бежать. Так и бежала последние километры, все ждала эту пулю….
Прибежала на КП , долго была в шоке. Оказывается встреча в поле была с немецким десантником, только что высадившимся с немецкого самолета в лесу.»
А дальше была война, а какая она была? Наверное – кровавая, злая, безжалостная. Страшная.
И была Победа! Для Зои Васильевны она была в Кировограде. «После ночного дежурства на БП мы с девчонками спали. К нам в спальный корпус тихо пробрались ребята , на полную громкость включили радиоприемник – а там громкая музыка и голос Левитана «Победа!» Ребята все наши кровати вместе с нами вынесли со второго этажа на улицу. Конец войне! Победа! И это было такое счастье – словами не передать!»
После войны Зоя Васильевна работала в Воротынской потребкооперации.
Александра Михайловна Карманова (Секачева )
«А как иначе, когда речь шла о жизни человеческой.»
Родилась в селе Чугуны. Ее родители занимались сельским хозяйством. В 1941 году забирают на фронт отца, Михаила ивановича.
– Я повоюю годок и приду, а ты поучись,- говорил отец Александре.
В 1942 году и ее призвали в ряды Советской Армии. Поскольку девушка окончила 10 классов ,ее хотели выучить на связиста, но как раз за пополнением приехало командование из 322-ой Житомирской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. Так попала она в медсанбат города Сухиничи , во второй взвод в операционную. Пусть Александра Михайловна и не имела специального медицинского образования, для нее медицинским институтом стала война.
Из воспоминаний Александры Михайловны – «Поначалу, конечно испугались, увидев работу хирургов. Но раненых нескончаемый поток. Одних надо убирать со столов, других – бинтовать, третьим – накладывать шины. Со временем уже закалились . Кровь не пугала , как прежде. Каждый день на войне был тяжелый, уставали ужасно. Порой и до трех суток не спали.»
Трудно, тревожно, отдыха мало. Постоянная забота о раненых , страдающих от боли. Их надо успокоить, вылечить, накормить и напоить. А ведь случались артиллерийские налеты и бомбежки ( медсанбат находился недалеко от передовой) – это не только трудно, но и страшно. При всех трудностях она служила хорошо и с полной отдачей. А как иначе, когда речь шла о жизни человеческой. Одной из первых своих наград – медаль «За боевые заслуги» получила она в медсанбате.
Прошла вместе со своими подругами тысячи километров, спасла сотни солдатских жизней. Были только короткие передышки между боями, передвижением с места на место. Кругом война, раненые, убитые , села , города…… И так все долгие версты войны !
Победу встретила в Ратиборе. Сколько было радости и счастья – словами не .передать! Вернувшись домой в Чугуны устроилась работать на спиртзавод и проработала там до 1984 года в должности старшего экономиста.
Больше 50 лет прожила она с Виктором Терентьевичем Кармановым. В браке у них родилось двое детей – Александр и Наталья.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…