Всем добрый день! Продолжаем вас знакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества…
Предметы старины способны придать особый шарм гостиной, столовой, кабинету или спальне. Но антиквариат и стоит недешево. Поэтому, чтобы существенно сократить затраты на декор помещения, дизайнеры нередко прибегают к искусственному состариванию предметов… Почему бы и нам не попробовать?

ИСКУССТВЕННОЕ СОСТАРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ – это целая глава в декоративно-прикладном творчестве, так как видов и техник состаривания очень много.
Ранее мы с вами уже познакомились с техниками набрызгивание и декупаж с яичной скорлупой. Обе эти техники тоже являются видами искусственного состаривания предметов.
Кстати, все виды искусственного состаривания предметов превосходно сочетаются с техникой ДЕКУПАЖ, с которой мы тоже познакомились ранее.
Сегодня мы познакомимся с основными приемами, при помощи которых осуществляется состаривание, начиная от простого к сложному.
Самая распространённая и простая техника — это «потёртость» с помощью свечи, а самая сложная – кракелюр или кракле.
Итак, начнем по порядку:
- Потёртость (шебби-шик).
Поношенность и «потёртость» достигается многослойным окрашиванием: углы, бока, стыки изделия покрываются краской насыщенного, но не слишком тёмного цвета, затем натираются парафином, затем покрываются краской светлого цвета. Далее, наждачной бумагой снимаем верхний слой. Так появляется эффект состаривания.
Данная техника лучше всего подходит для состаривания изделий из дерева и предметов мебели.

Искусственное состаривание потёртостями – это самый простой и не требующий особых навыков процесс. Приём состоит в покрытии краской тёмного оттенка мест, где должны быть потёртости. Затем мы затираем эти места кусочком свечи (парафин) или мыла. Например, на белом табурете (1 картинка) потёртости будут синего или коричневого цвета. Натираем нужные места воском. Покрываем эти контуры белой краской, сушим, затем проводим по этим местам наждачной бумагой. Этот стиль ещё называют «потёртый шик», он очень популярен.
Техника «потёртость» (шебби-шик) очень легка в изготовлении, поэтому не требует каких-то дополнительных разъяснений.
И мы переходим к следующему виду состаривания:
- Сухая кисть
«Сухая кисть» – ещё одна несложная техника. Отличный способ состарить изделие, создать вид старины и изношенности. Работа состоит в том, что на плоскую синтетическую кисть набирается краска. Излишки краски снимаются бумагой, и лёгкими мазками наносим на узор, рёбра, выступающие части любого предмета. Так мы добиваемся эффекта состаривания.

Браширование
Браширование деревянных изделий обычно сочетается с морением. Техника брашировки – это удаление щёткой мягких волокон с верхнего слоя деревянных поверхностей. Для морения и брашировки не нужно покупать дорогие специальные средства, можно использовать крепко заваренный чай или кофе. Используют также и морилку. В местах потёртостей часть древесины счищают жёсткой металлической щёткой или наждачкой, оставляя светлые участки предмета.

Патинирование
Патинирование – это следы старения, имитация затемнения поверхности, как будто этот предмет потемнел от частого контакта с руками. Патина – это зелёный с коричневым налёт, который получается в результате окисления металла под воздействием влаги и воздуха. Обычно в декорировании патинирование больше применяется к металлическим предметам. Патина бывает золотой, цветной, белой, тёмной.

Кракелюр или кракле
Ну и самый сложный процесс – это кракелюр или кракле. Кракелюром называется создание трещин в красочном или лаковом слое. Это один из дорогостоящих способов состаривания, так как эта технология требует качественных кракелюрных средств.
Средства для состаривания делятся на 2 вида: однокомпонентное и двухкомпонентное:
Первое средство представляет собой прозрачный гель. Это однокомпонентное средство помогает получать цветные трещины. Для начала определим, какого цвета будет фон изделия, и цвет трещин. Затем всю поверхность покрываем краской того цвета, который мы определили для трещин. После высыхания краски наносим сверху кракелюрный гель. В конце покрываем поверхность краской того цвета, который вы определили, как фон. Немного погодя вы увидите, как образуются красивые трещины. Если нужны крупные трещины – накладывайте краску фона толстым слоем, если мелкие – наоборот, нужен тонкий слой краски.

Второе средство называется двухкомпонентным, оно помогает делать трещины, как на старинных картинах. Эффект от этого средства получается шикарным. Эти трещины не имеют цвета и видны только под определённым углом. В начале работы изделие покрывается патинирующим лаком и высыхает. Для крупных трещин лак недосушивают, для мелких – пересушивают. Затем поверхность покрывается кракелюрным лаком. После высыхания кракелюрного лака образуются трещины. Далее, тампоном, окрашенным сухой пастелью, краска втирается в трещины. Вместо пастели можно использовать масляную краску, тени для век, и так далее.

Техника «кракелюр» очень интересная, но требует неоднократных экспериментов. И, всё же, в результате может получиться настоящий шедевр в технике кракелюр своими руками.

Подробнее с техникой «кракелюр» и аналоговыми материалами для выполнения данной техники мы познакомимся в следующий раз.
УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
