Звезды сцены и экрана : Людмила Гурченко

Сегодня , 12 ноября исполняется 85 лет со дня рождения выдающейся российской актрисы Людмилы Марковны Гурченко.
Это поражает – какая неутомимая созидательная энергия – ее драматические кинороли, музыкально-танцевальные фильмы, в которых она неподражаема, театральные роли, концерты, шоу, книги, музыка к фильмам, режиссерская работа, радиочтения своей книги, интервью… И какая глубина во всем, к чему она прикасалась.
Людмила Марковна Гурченко. Вспомним сегодня…

Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (УССР), в семье Марка Гавриловича Гурченко (настоящая фамилия — Гурченков) (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999). По словам актрисы, её мать происходит из дворян, а отец — из батраков. Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире по адресу: Мордвиновский переулок, № 17.

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну. Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. После освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.
В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и поет, и танцует, и играет на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.
«Карнавальная ночь»

В кино Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!», — оказывается, это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела — прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», — говорила Гурченко в одном из своих интервью.
В том же году на экраны советских телезрителей вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой главную роль сыграла молодая студентка Людмила Гурченко. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу на роль в «Карнавальную ночь» актриса провалила. Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии „Мосфильм“. Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».
После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра. Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная статья» Чечётка налево. В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы Гурченко.
По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но, роли у неё в это время все-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась, но действительно, главную роль Людмиле Гурченко не давали на протяжении десяти лет. Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!»

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) — фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или снова неуловимые» (1971).


В 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены», в котором актриса, впервые за многие годы, сыграла главную роль — директора ткацкой фабрики. Через много лет актриса созналась: “Знаете, как я дрожала, боясь, что в перерыве кто-то подойдет, похлопает по плечу и скажет: «Зачем тебе эта роль? Спой лучше „Про пять минут!“» А когда стала играть, точнее — существовать в этой роли, поняла, что человечески я более всего похожа именно на эту героиню”.
Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и в фильме «Мама» (1976).

Так совпало, что дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». И ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания. 14 июня 1976 года, во время съемок на льду, клоун Олег Попов нечаянно упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью — ногу собирали по кусочкам, 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции, Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.
Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы.
Драматические роли

«…переживает сейчас второе рождение отличная актриса Людмила Гурченко. Многие сокрушаются о её судьбе в кино, о даром прожитых, не актёрских годах, о том, что не замечали, не видели её драматического дарования. Да нет же! Почему не замечали? Замечали, видели. Ведь снялась же она очень хорошо в фильме Венгерова «Рабочий посёлок». Просто раньше было не её время. Она обогнала время, и ей пришлось подождать. Мера её драматизма и правдивости стала понятна, созвучна только сейчас. «— режиссёр Алексей Герман
Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего. В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны», в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей.

Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, которые снимались разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары в «Соломенной шляпке».
Партнером актрисы по фильму был Юрий Никулин, к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 1979 на экраны выходит картина Никиты Михалкова «Пять вечеров». В роли Тамары Васильевны — одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война — в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Несмотря на то, что все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках, фильм стал настоящим шедевром советского кинематографа.
В 1982 году на экраны вышел советский мелодраматический кинофильм режиссёра Эльдара Рязанова, «Вокзал для двоих». Главные роли исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко . По опросу журнала «Советский экран» Людмила Марковна стала «Лучшей актрисой года».

В 1984 году режиссер Владимир Меньшов снял фильм «Любовь и голуби». За роль Раисы Захаровны развернулась нешуточная борьба. В кастинге участвовали такие признанные красавицы, как Татьяна Доронина, Наталья Кустинская , Ольга Яковлева. Но действительно смешно, колоритно и в то же время интеллигентно удалось сыграть только Людмиле Гурченко. Ее пригласили на роль телеграммой уже в процессе съемок. Ради актрисы роль расширили, ведь в первоначальном сценарии она должна была появляться только в сцене объяснения с Надей. Меньшов даже спровоцировал актрису, сказав ей: «Вы уже столько всего „наиграли“ — даже не знаю, что еще можете…»

В 90-е 2000 –е годы Людмила Марковна снялась в фильмах- «Моя морячка», « Белые одежды», «Виват !Гардемарины!», «Старые клячи» и многих других.

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко на всю страну отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения Людмилу Марковну поздравил премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.
Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ Леди Гаги, спела песню Сергея Шнурова «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.
В начале февраля 2011 года Людмила Гурченко отправилась в Киев на съёмки фильма «Легенда. Людмила Гурченко». Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма — биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», — говорила Гурченко.

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, выписана 7 марта. 30 марта состояние актрисы ухудшилось . Прибывшая бригада «Скорой помощи» не смогла её реанимировать .
Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.
Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве . Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище.

Людмила Гурченко, воистину, была настоящей звездой! Кумиром своего поколения! Фильмы с её участием будут любимы ещё много лет! Она прекрасна и незабываема!
Награды и звания Людмилы Гурченко
- Заслуженная артистка РСФСР (1969)
* Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976) — за роль в кинофильме “Старые стены”
* Народная артистка РСФСР (1977)
* Орден Трудового Красного Знамени (1981)
* Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле (1982) — за роль в кинофильме “Любимая женщина механика Гаврилова”
* Приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале (1983) — за роль в кинофильме “Вокзал для двоих”
* Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала “Советский экран”.
* Народная артистка СССР (1983)
* Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Габрово (1985) — за роль в кинофильме “Прохиндиада, или Бег на месте”
* Приз За выдающийся вклад в профессию на Кинофестивале “Созвездие” (1992)
* Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994) — за роли в художественных фильмах последних лет
* Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (2000) — за большие заслуги в области киноискусства
* Орден За заслуги перед Отечеством III степени (2005) — за большой вклад в развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность
* Лауреат Премии Ника в номинации Честь и достоинство (2010)
* Орден За заслуги перед Отечеством II степени (2010).
В 1982 году из печати вышла автобиографическая книга Людмилы Гурченко «Моё взрослое детство». Через год она также была издана на болгарском языке.
Позже актриса опубликовала книги «Аплодисменты» и «Люся, стоп!» (2003 г).
( В публикации использованы материалы из открытых источников интернета).
Составитель : Людмила Кротова.
