Иногда люди слишком жестоки,
Равнодушные к бедам других,
Не приемлют чужие пороки,
Совершенно не видя своих.
Но давайте мы будем добрее,
Милосердие – вот наш девиз!
Доброты ничего нет добрее,
Без неё так безрадостна жизнь!
3 декабря все страны отмечают Международный День инвалидов. Это
напоминание нам, всем людям Земли, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Этот праздник по решению ООН был официально оглашён в 1992 году.
– Кто такие эти люди, которых мы бережно называем «инвалидами»?
-Инвалиды – это люди, которые по состоянию своего здоровья испытывают затруднения при передвижении, не видят или не слышат, не всегда могут сами позаботиться о себе.
– Давайте рассмотрим причины, которые могут привести людей к
инвалидности.
· Ребята, как вы думаете, бывают ли опасные для здоровья профессии,
приводящие к инвалидности? …
– Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени
подвержены каким-либо опасностям. Но некоторые виды профессий
связаны с большей опасностью для здоровья: подводные, химические,
связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Все
виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? …
– И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток,
большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не
задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном
месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в
слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много
чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас – жизнь и здоровье.
— Кроме этого, в мире происходят автоаварии авиакатастрофы, пожары,
аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. После
военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и
контузий.
• Случается, что человек сильно заболел. Но, не все болезни пока еще
подчинились врачам.
• А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым – СЛЕПЫМ
– В нашей стране инвалидов немало. Это и взрослые и дети.
– А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем районе? В других местах?
– Ребята, они есть! Просто мы не всегда замечаем их. Но так не должно быть. Мы должны всячески помогать им, оберегать их. Таким людям
живётся не просто, их жизнь – каждодневная борьба.
Чтобы вы могли хоть чуть-чуть понять состояние слепого человека, проведите такой эксперимент:
С закрытыми глазами нарисуйте на листе дом. А потом подумайте…
– Легко ли вам было справиться с этим заданием? …
– А вы знаете ребята, как слепые эти люди передвигаются?
Одним из способов передвижения таких людей являются собаки-поводыри, обученные собаки, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире. Чаще всего дрессируют немецких овчарок, иногда боксёров и лабрадоров. Тренировка начинается с выполнения простых команд: сесть, встать, лежать, стоять и т.д. Затем на собаку надевается специальная упряжка, конец которой держит в руках тренер. Собака учится идти слева от тренера на полшага впереди. Она должна выбирать дорогу, чтобы хозяину не приходилось наталкиваться на препятствия. Обученная собака–поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут. Обычно такую собаку тренируют в присутствии хозяина и примерно в течение месяца они как бы привыкают друг к другу.
Хозяин управляет упряжкой, посредством которой они передают сигналы друг другу. Вскоре они уже могут путешествовать по городским улицам, сначала под присмотром тренера, а затем и самостоятельно. Обычно собака становится не только незаменимым помощником, но и другом. И с этих пор они неразлучны.
– А как читают слепые люди? …
• Для слепых людей издают специальные книги, где шрифт напечатан
объёмными буквами. Читают такие книги с помощью пальцев.
• А ещё существует специальная азбука – азбука Брайля, чтобы эти люди
тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое
шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и
нотные знаки.
– А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы “аукаем”, чтобы не потерять друг друга, а как они? …
– А они общаются жестами, это – жестовая речь. Поэтому таким людям
необходимо видеть руки и лицо собеседника.
– А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? …
– А тогда необходим контакт “ладонь в ладонь”. Тогда пальцы “говорящего” пишут слово из букв в ладошке “слушателя”. Буквы эти особенные. Такой набор “букв” называется дактильной азбукой.
Это сложно. А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта – одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.
– Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и
ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.
Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
– Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не
составляет труда, помогут следующие упражнения:
- С помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
2. Надеть одной рукой варежку.
– Что почувствовали? О чём подумали? Трудно ли было выполнять задания? ..
– Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми,
отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в
помощи. Они вам будут очень благодарны! Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи. Среди них есть много мужественных, крепких духом людей, которые в жизни достигают больших высот.
– А вот примеры людей, которые, несмотря на большие отклонения в
здоровье, добились больших успехов в творческой и профессиональной
деятельности и стали легендами для последующих поколений, людьми, на которых надо равняться.
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – немецкий композитор. В 24 года,
будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит – воспаление внутреннего уха. А в 32 года Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения.
Алексей Маресьев (1916 – 2001) – легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага:
четыре до ранения и семь – после ранения. Маресьев стал прототипом героя
повести Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”.
Франклин Рузвельт – 32-й президент США – также был инвалидом. В 1921
году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории США.
Эрик Вайхенмайер – первый в мире скалолаз, который достиг вершины
Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем – тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.
Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов,
родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына.
Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.
Дорогие ребята! Мы надеемся, что всё прочитанное вами, услышанное, увиденное, тронуло ваши сердца. Думаю, что многие из вас не смеются над такими людьми, а, наоборот, по возможности предлагают им свою помощь. И пусть 3 декабря – Международный день инвалидов – это еще один повод вспомнить о том, что рядом с нами живут люди такие же, как и мы, но всё-таки чем-то отличающиеся от нас, и что в наших силах помочь этим людям.
И в завершении нашего урока доброты, мы предлагаем вам ребята посмотреть мультфильм Цветик – семицветик по сказке Валентина Катаева.
Приятного просмотра!