Признание, равенство и уважение,
Взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения –
Это и многое есть толерантность.
Жители XXI века века стремительного экономического развития , новых компьютерных технологий и это всё на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, стабильнее, радостнее.
Но в нашем современном мире наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма и конфликтов. Возникает вопрос: «Почему это происходит?» Почему прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привёл к полнейшему взаимопониманию между людьми.
Нестабильность общества особо затрагивает молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков заметен рост преступности; растёт количество молодёжных антиобщественных организаций. Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия в России необходимо, прежде всего, формировать у людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача СМИ, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа.
В русском языке есть два слова со сходным значением-«толерантность « и «терпимость». Последнее ,более нам знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Прививать толерантность в молодёжной среде необходимо как можно раньше, так, как основные знания о мире человек получает в первые 3 года своей жизни- соответственно, в это время и нужно учить ребёнка толерантности, так как в более позднем возрасте это проявится. Необходимо объяснять ребёнку то, что в мире много людей , все они разные, но при этом имеют равные права на существование нужно с раннего детства. Но есть одно НО! Учить ребёнка толерантности, а самим быть не толерантным – безрезультатно. Одним из важных принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», – сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» – возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для психологов и весьма важной предпосылкой развития толерантности.
Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский. Именно учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для обучающегося подразумевает отношения внутри школьной среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Таким образом, необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития каждого ребёнка.
Решить эти вопросы под силу детскому самоуправлению. К своим сверстникам ребята всегда прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения.
Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. В этом смысле патриотические и творческие объединения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность.
Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.
Для человека: безопасность и спокойствие; возможность взаимодействовать с другими; возможность самовыражения.
Для государства: уменьшение агрессии; стабильное развитие экономики и других отраслей в многонациональном государстве.
Для общества: стабильность; высокая культура; неконфликтность; уменьшение агрессивности.
Толерантность – не уступка, снисхождение или притворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность – привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, иметь чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребёнок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.
Но что же делать, если конфликт затягивается и растёт стена непонимания? Питер Брич посоветовал, как легко можно разрушить «стену непонимания»: «Надо просто улыбнуться и быть вежливым.”
Литература:
1. «Толерантность»-Мчедлов М.П. Издательство «Республика» 2004г.,416с.;
2. «Психологическая толерантность личности»-Солдатова Г.У. Шайгерова А.А. 2008г.,172с.;
3. «Психология и идеология толерантности» – М.: «Академический проспект», 2004г;
4. «Терпимость как общечеловеческая ценность. Современные проблемы гуманитарных дисциплин.»-Золотухин В.М.ч.1. М.,1997г.