Всем доброго времени суток! Вновь приветствуем вас на страницах нашей рубрики «В мире творческих идей»!
В прошлый раз, рассказывая вам об искусстве пэчворка, мы несколько раз упоминали о вязанном пэчворке, поэтому, думаем, что настало время поговорить об ещё одном древнем искусстве – ВЯЗАНИИ…
ВЯЗА́НИЕ — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов — вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка, или просто на пальцах) или на вязальной машине (механическое вязание).
Вязание, как технику, относят к видам плетения, применяют для изготовления предметов одежды (носки, перчатки, шапки и др.) и белья (салфетки, скатерти, занавески и др.), декорирования интерьера и т.д.
Вязание является одним из любимых видов рукоделия для многих людей. Почти у каждого человека в гардеробе найдётся несколько вязаных вещей. Это тепло и уютно, а также модно и привлекательно. Интересно, откуда пришло вязание, когда появилась на свет первая петелька?
ИСТОРИЯ ВЯЗАНИЯ
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.
Указать точную дату появления трикотажной одежды невозможно, так как первые образцы за давностью лет не сохранились. Ученые могут только догадываться о дате и месте зарождения ремесла, опираясь на сохранившиеся тексты и рисунки. Первые упоминания о вязаных изделиях появились в документах 19 в. до н.э.
Например, на египетской гробнице есть изображение женщин в якобы вязаных носках и вязаных одеяниях. Эти предметы гардероба удивительно напоминают современные.
Однако эти предметы одежды не являются платьями в современном смысле. Они представляют из себя кусок полотна, который оборачивают вокруг тела. И точно определить вязаное это полотно или тканое, глядя на рисунок практически невозможно.
В египетской гробнице сохранилась изготовленная из шерсти детская туфелька, относящаяся к тому же периоду. Археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.
Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Если ремесло было развито уже во времена фараонов, значит, его корни уходят невероятно глубоко…
В первом тысячелетии нашей эры технология вязания была очень развита. Ученые не раз находили вязаные вещи, изготовленные в 9-10 веках нашей эры. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах…
Например, найден детский носок, который напоминает современную варежку или рукавицу, потому что большой палец на нём был вывязан отдельно, чтобы продевать его в ремешок сандалий, который отделял в древней обуви большой палец от всех остальных, что говорит о том, что это рукоделие уже тогда не было примитивным.
Многие специалисты на этом основании считают, что вязание спицами возникло все-таки в Египте в 7 веке н.э.
В Европу вязание проникло предположительно через египетских христиан, которые брали с собой в миссионерские поездки вязаные вещи. Их вязаные вещи привлекали внимание европейцев и вызывали большой интерес. Постепенно этим искусством овладели местные рукодельницы, и уже к ХII веку многие домохозяйки вязали одежду для всей семьи.
Первые свидетельства существования вязания в Европе относятся к 12 в. до н.э. Во времена Троянской войны в Греции изготавливались вазы с изображениями знати в облегающих трикотажных штанах, напоминающих современное трико. Немного позже, в 79 г. н. э. плетеные чулки носили жители Помпеи – отпечатки этих изделий были обнаружены на застывшей лаве.
В это же время на другом континенте, в Перу, создавали пояса с национальными мотивами, которые до сих пор удивляют тонкостью деталей и красотой расцветок. Эти изделия говорят о развитой технике вязания мастеров Нового Света. Пример их работы хранится в Детройте в Институте Искусств.
В ХV веке вязание становится уже промыслом, а не только домашней работой: создаются вязальные цеха, в которых работают исключительно мужчины. Известно, что для защиты их интересов даже был издан закон, согласно которому женщин не разрешалось брать на работу. Однако по мере распространения вязания оно становилось всё более и более женским делом. И лишь позже, когда вязание стало более распространенным, им стали заниматься в большинстве своем женщины.
Долгие века вязание было исключительно практическим ремеслом. Предполагается, что первой вязаной одеждой стали носки и чулки. Они были такими же, как и сейчас. Только в Египте и других странах, где носили обувь с перепонкой между пальцами, носки делали раздвоенными, в форме копыта. Затем появились шапки, рукавицы. Последними были изобретены штаны, кофты и изящные предметы: воротнички, ажурные платки, салфетки, сумки.
ВСЕ ЖЕ ПЕРВЫМИ ВЯЗАНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ СЧИТАЮТСЯ СЕТИ ДЛЯ ЛОВЛИ РЫБЫ И МЕЛКИХ ЖИВОТНЫХ. Этим занимались мужчины. Так что первыми мастерами вязания были представители сильного пола, а женщины включились в процесс позднее.
КАК ПОЯВИЛОСЬ ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ
Какова история возникновения вязания спицами – этот вопрос рано или поздно задает себе каждый любознательный вязальщик. Если говорить о настоящей вязке двумя спицами, здесь существуют только косвенные доказательства: рисунки, барельефы, литературные источники. Прямых свидетельств – артефактов, дошедших из глубины веков до наших дней, – сохранилось очень мало, но именно они являются самыми точными и верными свидетелями истории развития рукоделия на спицах.
Сохранившиеся предметы датируются 6 в. до н э. Это пояс, сохранившийся в захоронении на территории современного Перу.
Дошедшие до наших времен первые вязаные вещи только внешне выполнены лицевой гладью. На самом деле они изготовлены в технике плетения одной иглой. Эти изделия очень похожи на связанные на спицах. Однако, когда их изготавливали, существовала только прародительница современных вязальных инструментов – костяная игла.
Плетение одной иглой – это скорее разновидность ткачества. Оно стало переходным этапом от вязки сетей руками к вывязыванию первого трикотажного полотна двумя тонкими прямыми палочками.
Игольная техника позволяла выполнять сложные узоры и фасоны. С ее помощью создавали плоские и объемные изделия, включающие красочные фигурки для церемониальных целей.
Настоящее рукоделие на двух спицах датируется 12 в. н. э. Оно обнаружено опять же на территории Египта. Самый древний артефакт – фрагмент носка из Египта, изготовленного в 12-13 в. н. э. Сохранился его сине-белый узор, характерный для стран исламского мира того периода. Установлено, что вещь плелась от пальцев к щиколотке, по кругу.
Специалисты сходятся во мнении, что спицы появились именно в Египте, но точное время их изобретения неизвестно.
ПОЯВЛЕНИЕ ИЗНАНОЧНЫХ ПЕТЕЛЬ И КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ
Первые изнаночные петли появились в середине 16-го века, они же являются первоисточником кружева.
История вязаного кружева начались в Италии. В Соборе Св.Петра, среди великолепных плетеных кружев, которыми украшены алтарные скатерти и одежда, сохранилось несколько экземпляров, относящихся к 16 веку.
Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода с кружевами пошли “гулять по Европе”, а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.
КТО ПРИДУМАЛ ВЯЗАТЬ КРЮЧКОМ
Крючок появился позже вязальных игл – только в девятнадцатом веке. К этому времени относятся все сохранившиеся до наших дней артефакты.
Некоторые исследователи предполагают, что история возникновения вязания крючком более древняя. Они связывают появление рукоделия с 16 веком, когда в монастырях начали плести церковный текстиль или монашеское кружево. Датская исследовательница Лиз Полудан, эксперт в истории появления вязания крючком, разработала три версии:
– Рукоделие возникло на Аравийском полуострове и оттуда распространилось от Испании до Тибета – повсюду, где проходили торговые пути арабов.
– Рукоделие возникло в Южной Америке в первобытные времена.
– Рукоделие появилось в Китае, где с его помощью изготавливали объемные куклы.
Исследовательница соглашается, что нет никаких артефактов, подтверждающих древнее происхождение изготовления трикотажа крючком. В энциклопедиях сообщается, что сам инструмент появился только в девятнадцатом веке как средство для вышивки тамбурным швом. Вещей, сплетенных загнутым на конце приспособлением и относящихся ко времени раньше 1800 года, нет, поэтому историки имеют основания утверждать, что современная вязка крючками возникла только в 19 столетии.
Первые же приспособления были просто изогнутыми иглами с рукоятками из пробки. Их использовали бедные вязальщицы. Знать пользовалась инструментами из драгметаллов и слоновой кости.
Крючком вязали не столько трикотаж, сколько кружева. Первым изобрели технику создания кружева с помощью игл с гнутым концом ирландцы, где вывязыванием одежды занимались целые семьи, включая стариков и детей. Их кружевные блузки, платья, шляпки, зонтики пользовались огромной популярностью в Европе и Новом Свете. Техника вязания ирландского кружева сохранилась до наших дней. Сейчас в ней работают многие именитые кутюрье, специализирующиеся на трикотажных изделиях.
ПЕРВЫЕ ВЯЗАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
Первая вязальная машина появилась ещё в XVI веке. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулков и экспортом их заграницу. Школы вязания создавались, чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Также мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны, требовала ношение чулок. Чулки, связанные в Англии, отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.
Первую вязальную машину изобрёл английский священник Уильям Ли в 1589 году. История этого изобретения и жизни самого изобретателя очень интересна. Теолог Уильям Ли, выпускник Кембриджа и современник Шекспира, влюбился в девушку-вязальщицу. Девушка была настолько занята на работе, что у неё не оставалось времени на свидания. Молодой ученый решил облегчить участь своей любимой и придумать машину, которая бы выполняла работу за 10 вязальщиц. И ему это удалось.
Английская королева Елизавета I заказывала у него себе чулки из шелка – мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, до сих пор сохранились, что еще раз доказывает высочайшее качество изделий, которые были сделаны специально для королевы. Правда, английской королеве Елизавете I чулки, изготовленные на этой машинке, показались слишком грубыми по сравнению с вязанными вручную. Она отказала мастеру в патенте и посоветовала зарабатывать на жизнь «честным трудом». Уильям не растерялся и переехал во Францию, где основал в столице Нормандии Руане первую в мире трикотажную мастерскую.
В XVIII веке во Франции была изобретена первая в мире круговая трикотажная машина. Из связанного на этой машине трикотажного полотна в виде трубы выкраивали первую трикотажную одежду. А связанные на этой машине чулки отличались качеством и дешевизной, что позволило им значительно потеснить ручное вязание. Однако полностью не вытеснило: ручная работа всегда высоко ценилась. Ещё меньше повлияло появление вязальных машин на изготовление изделий, вязанных крючком: воспроизводить такое вязание машины не научились.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ВЯЗАНИЯ, ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПОСОБИЙ ПО ВЯЗАНИЮ
Вязание вручную, продолжало набирать всё большую популярность в мире. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев.
Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.
В XIX веке вязание охватило весь мир и, конечно же, Россию. В Англии леди могли связать всё, что душа пожелает: от кружевных воздушных шалей и сумочек, расшитых бисером, до митенок и перочисток. В Швеции большой популярностью пользовались короткие кардиганы ручной вязки из переплетения двух нитей, в Австрии — мужские куртки со сложными узорами. У литовцев было принято обмениваться многоцветными рукавицами сложного вязания в качестве свадебного подарка. Индейцы Южной Америки вязали шапки и гетры, ирландцы — свитеры с крупным рельефом. Символом Шотландии является традиционный вязаный берет.
КСТАТИ, вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17-18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулков, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защищать их от неблагоприятных условий работы. Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманными в начале 20 века в Ирландии.
Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале “Penelope”. К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему, а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества — другую, британскую, но разобраться в них вполне возможно, потому что во всех ведущих изданиях приведены сводные таблицы переводов.
“Обходись тем, что имеешь и чини” гласили плакаты британского правительства времен второй мировой войны. Шерсть в те годы в Великобританию поступала очень ограниченными партиями, поэтому женщины распускали старые вязанные вещи, которые уже не носили, чтобы повторно использовать пряжу. Специально выпущенные вязальные схемы балаклав и перчаток были распространены, чтобы обеспечить шерстяными вещами на зиму армию и флот. Эта акция не только помогла изготовить множество необходимых вещей, но и придала смысла деятельности женщин-домохозяек на их “домашних фронтах”.
В послевоенные годы вязание проявилось во всем его многообразии форм и цветов пряжи. Тысячи вязальных схем утоляли вязальный голод на рынке. Появились так называемые “двойки”-популярные вязанные комплекты, состоящие из топа с коротким рукавом и кардигана с длинным рукавом в цвет. Девочек обучали вязанию в школах, как показала война, вязание-очень полезный навык, а не только увлечение. Журналы типа “Иголки и булавки” распространяли схемы и выкройки вязанных вещей различной сложности, а также покрывал, детских игрушек, занавесок, сумок. В 60-х годах XX столетия вязание пришло в высокую моду. Благодаря усилиям Оттавио и Розиты Миссони, которые создали первую в истории коллекцию вязаной одежды «Haute Couture», вязание впервые вышло на подиум. Событие это было отмечено огромным успехом и с тех пор многие известные дома моды отдают предпочтение трикотажу, как невероятно практичному, универсальному и благородному материалу.
На фото ниже – мир высокой вязанной моды с показа Dolche&Gabbana Зима 2020-2021 года:
Но в XIX-XX веке появление большого количества одежды, связанной на машинках практически приостановило существования ручного вязания. Популярность его падала еще и в связи с дороговизной: цена готового вязанного изделия не превышала, а порой и была значительно меньше, чем цена пряжи и схемы для ручного вязания…
ИСКУССТВО ВЯЗАНИЯ В НАШИ ДНИ
В двадцать первом веке ручное вязание возродилось. Во-первых, в розничной продаже появился огромный выбор шерстяной пряжи: альпака, ангора, мохер, меринос; растительных волокон: в основном хлопка, бамбука, а также шелка. Кроме того, производители пряжи стали выпускать очень толстую пряжу, вещи из которой быстро вяжутся на толстых спицах и шикарно выглядят, что приносит вязальщицам огромное удовлетворение от вязания.
Вывязывание узоров и создание трикотажа в наши дни перестало быть банальным хобби. Современные мастерицы превращают обычные шерстяные, хлопковые или шелковые нити в красивые изделия. Магазины предлагают огромный ассортимент пряжи всех цветов, толщины и способа прядения.
Интернет позволяет научиться вязать всем желающим. Во всемирной паутине можно освоить азы или почерпнуть интересные творческие идеи.
Именно, поэтому мы не будем расписывать в нашей рубрике искусство вязания подробно, так как, чтобы охватить всё современное разнообразие видов пряжи, видов, приемов и способов вязания, освоить все бесчисленные узоры и их технику, нам, пожалуй, понадобиться не менее сотни выпусков нашей рубрики, посвященных исключительно вязанию)))
В наши дни спицы и крючок перестали быть инструментами для создания практичных вещей. Сейчас они больше похоже на кисти художника, так как создание трикотажа стало искусством. Оказалось, что возможности рукоделия неисчерпаемы. Несмотря на многовековое существование этого ремесла, до сих пор придумываются новые узоры, внедряются современные материалы
Кутюрье со всех континентов выпускают одежду под собственными брендами. Например, в Бразилии созданием ошеломительный красоты платьев, юбок и блузок из шелковой пряжи занимается дизайнер Ванесса Монторо. Ее узнаваемому стилю пытаются подражать любители во всем мире. На сегодняшний день Ванесса – самая известная вязальщица эксклюзивной одежды.
С 2005 года официально появился необычный праздник, который отмечается во вторую субботу июня, – Всемирный день вязания на публике. В этот день все любители вязания собираются в каком-нибудь общественном месте ― кафе, парке или сквере ― и занимаются своим любимым делом. Зародился этот праздник во Франции благодаря Даниэль Лендес, но со временем он вышел за пределы страны и на сегодняшний день празднуется в США, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии и Эстонии. Кстати, во многих местах акция приобрела благотворительный характер. Нередко рукодельницы передают все вещи, связанные в этот день, в фонды для малоимущих граждан. Либо выставляют их на ярмарках, а все собранные средства направляют в помощь нуждающимся.
Вязанием увлекается огромное количество людей разного возраста и пола. Это древнее занятие продолжает активно развиваться, превращаясь в настоящее искусство.
В наши дни: активно внедряются новые материалы, разрабатываются узоры, из трикотажа изготавливаются всевозможные аксессуары – начиная от головных уборов и заканчивая обувью. Вязаная одежда была и остается в моде, поражая воображение свободой форм, цвета и стиля. Но это еще не все. Удивительным образом за последние несколько лет вязание из традиционного рукоделия превратилось в модное увлечение, независимо от возраста и социального положения.
ЧТО МОЖНО СВЯЗАТЬ
Пользуясь крючком или спицами, можно сплести практически любую вещь или предмет гардероба. Кроме одежды, сумок и домашнего текстиля мастерицы создают мягкую мебель, причем не только обивку, но и сами кресла и диваны, набивая изготовленные собственноручно трикотажные чехлы поролоном.
Популярно плетение из ниток абажуров, шкатулок, ковриков и других интерьерные мелочей.
Современный тренд – вязаная обувь. Сейчас это не только пинетки для новорожденных, но и босоножки, туфли и сапожки для взрослых. При создании таких шузов, домашние мастерицы закрепляют на старых подошвах новый вверх, изготовленный своими руками из прочных ниток.
Креативные вязальщики создают из ниток самые хитросплетенные модели. Это могут быть шапки в форме средневековых и античных головных уборов, карнавальные маски, костюмы сказочных персонажей и т.д.
Ниже расположена подборка самых невероятных узоров и моделей, назначение которых показать, что возможности клубка, спиц и крючка поистине безграничны.
Ну и конечно, по традиции, эта подборка вязанных вещей, для вашего вдохновения.
УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ! И до новых встреч!
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет-ресурсов:
https://vokrug-nas.ru/istoriya-vozniknoveniya-vyazaniya/;
https://www.liveinternet.ru/users/ninapr/post422206891/;