Целью нашей беседы является раскрытие значения понятий «насилие», «жестокость», воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.
Мы привыкли считать насилием изнасилование, избиение и убийство. И нам кажется, что все соглашаются – это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает достоинство – это насилие или нет?
Каждый человек – личность, в этом состоит его богатство. Вместе можно сделать много хорошего.
Предлагаю вопросы и ответы по данной теме.
Что можно делать и сделать вместе? Играть, учить уроки, заниматься спортом, смотреть и обсуждать фильмы, книги, планировать будущее, путешествовать.
А как можно проявить внимание к товарищу? Выслушать его мнение, оценить его, посочувствовать, не перебивать во время разговора, предложить помощь, помочь сделать уроки.
Так что же такое насилие? Как вы его понимаете?
Попробуем определить категории насилия, формы насилия.
Физическое насилие
- удары, толчки, щипки, пинки, побои, бросание предметов, удары в стену;
- угрозы причинить вред кому-либо;
- разрушение личной собственности человека, нанесение вреда его домашним животным;
- угрозы его семье.
Сексуальное насилие
- навязывание сексуальных отношений (домогательство);
- воспринимать как сексуальный объект;
- изнасилование;
- нежелательное сексуальное прикосновение
- вульгарное замечание;
- преследование с сексуальной целью.
Моральное, эмоциональное, умственное насилие
- обвинять в чем-либо;
- всегда считать себя правым;
- знать “правду” и верить, что другой человек всегда неправ;
- оказывать давление, все переворачивать;
- высмеивать;
- распространять слухи;
- контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за двоих, постоянно критиковать;
- не уважать мнение другого человека;
- дискриминация по отношению к женщине;
- держать кого-то в страхе;
- обидные клички;
- ругательства;
- прерывание в разговоре;
- оскорбления;
- не выслушивание, игнорирование;
- крики, повышение голоса.
Почему кто-то проявляет насилие по отношению к другому человеку (дразнит, высмеивает). У насильника, т.е. у того, кто проявляет жестокость по отношению к другим, свои проблемы. Он хочет решить их, унижая других (может быть, он сам унижен другими), он привлекает к себе внимание, дразня товарища, высмеивая его. Так насильник пытается выглядеть значимым, важным, т.к. считает, что, унижая товарища, можно стать главным, завоевать уважение окружающих, стать их лидером.
А уважают ли его другие дети на самом деле? Те, при ком он унижает других … или боятся? Кого чаще всего обижают? Кто чаще всего становится объектом нападок таких горе-вождей? Кто младше, слабее, чем-то отличается от других.
Каким может быть это отличие? Внешность, одежда, физические недостатки, ношение очков, нестандартная фигура и т.п. Если жертва нападок очень умный ученик, как вы считаете, почему обидчик нападает на него? Завидует, хочет ущемить его самолюбие.
Давайте поговорим о том, что может являться причиной жестокого обращения? Почему некоторые проявляют жестокость, становятся обидчиками?
Плохая атмосфера дома, недостаток внимания и любви со стороны близких, сиротство, развод родителей, унижение и оскорбление со стороны других, плохая успеваемость – все это ведет к вымещению злости и обиды на других людях.
Как можно помочь своему товарищу, если он выглядит уставшим, находится в плохом настроении, запуган, плаксив, прогуливает уроки, опаздывает Попытаться завязать разговор, выяснить, что его беспокоит, выслушать его – это уже про явление внимания, поддержка.
А если сам не решаешься это сделать, то какой выход из этой ситуации можно найти? Попроси друзей, кого-то из старших, родителей, учителей, родственников.
Как можно понять товарища? Что нужно сделать, чтобы его понять?
Поставить себя на его место и ответить на вопрос: “Какое отношение к себе ты желал бы в такой ситуации почувствовать?”, попытаться сблизиться с товарищем, который находится в трудной ситуации. Если не можешь сам это сделать, попроси кого-то другого помочь тебе.
Как вы считаете, нуждается ли в помощи обидчик? Как это узнать?
Спросить его самого или с товарищами, что заставляет его портить настроение другим, поговорить о его проблемах.
Если разговор не поможет, что делать? Поделиться со старшими – учителем, родителями, другими взрослыми, которые помогут уладить конфликт.
Как можно разрешить конфликт? Обсудить его в классе.
Чье мнение, на ваш взгляд, важнее при разрешении конфликта – учителя или ребят? Обеих сторон.
Может быть, лучше не рассказывать о насилии сразу, а подождать какое-то время? О насилии надо говорить сразу, т.к. оно имеет свойство расти.
Достаточно ли одного разговора с обидчиком, чтобы он все понял? Нет.
Нуждается ли жертва жестокого обращения после обсуждения и разрешения конфликта в поддержке товарищей? Да.
Нужно ли следить за изменением ситуации? Да.
Мы с вами, должны помнить, что никто не заслуживает, чтобы его обижали. Каждый человек имеет право на уважительное отношение. С другими людьми нужно обращаться так, как вы хотите, чтобы другие обращались с вами.
При составлении статьи использованы материалы со следующих Интернет – ресурсов:
https://infourok.ru/beseda-detstvo-bez-nasiliya-i-zhestokosti-3724526.html
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/biesieda-dietstvo-biez-zhiestokosti-i-nasiliia