Каждому из нас хочется, чтобы его дом был уютным, комфортным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. Именно для этого в семьях должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.
Психологи утверждают, как ребенок впоследствии отнесется к себе, к окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд. Ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей.
Существуют внешние факторы, которые влияют на семейные традиции. Современный уровень жизни и прогресс диктуют свои правила, и уже нет ничего особенного в том, что трехлетний – четырехлетний малыш запросто справляется с премудростями компьютера, с включением и отключением освещения в комнатах, с включением телевизора и просмотром детских программ. Он также открывает и закрывает краны с водой, знает, где горячая вода, где холодная. Осторожно прикасается к радиаторам отопления и знает, что отопление работает, когда на улице холодно, и не работает, когда на улице тепло.
После 5-7 лет его уже интересуют вопросы: откуда берется газ и как он поступает в квартиру?; почему необходимо заправлять автомобиль топливом и откуда оно берется?; почему отключается электричество (в момент просмотра детских программ) и вода (когда ребенок моется в ванной) и от кого это зависит?; почему хорошо выезжать за город и дышать чистым воздухом?
Все эти проблемы, так или иначе, связаны с энергосбережением, экологией, актуальны в наше время и волнуют взрослых.
Может ли заинтересовать энергосбережение маленьких детей 4-7летнего возраста? Могут ли они осознано делать свой вклад в её решение? Ответим сразу – могут, если в этом заинтересованы взрослые члены семьи.
Чтобы ребенок быстро освоил эти понятия в детском саду, в младших классах школы, ему нужно помочь это сделать в семье. После 5 лет ребенок начинает познавать мир в игровой форме. Ему очень нравятся игры и особенно, если с ним играют его любимые люди: папа, мама, братик, сестричка, бабушка и дедушка.
Предлагаем вам несколько простых игр с детьми на тему «Экология и энергосбережение»
Игра «Верю – не верю»
Перед вами на столах лежат высказывания, а ваша задача, если вы согласны с высказыванием поставьте «+», если не согласны «-». Верно ли высказывание…
- Энергия – это сила, приводящая предметы в движение (да)
2.Энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить (да)
3.Человеку не нужна энергия для того, что бы двигаться (нет)
- Пища, бензин, электричество не относятся к источникам энергии (нет)
5.Природные явления, такие как гроза, необходимы человеку для пополнения энергии (нет)
6.Энергию нельзя ни увидеть, ни потрогать (да)
Карточки к игре «Верю – не верю»
1.Энергия – это сила, приводящая предметы в движение.
2.Энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
3.Человеку не нужна энергия для того, что бы двигаться.
- Пища, бензин, электричество не относятся к источникам энергии.
5.Природные явления, такие как гроза, необходимы человеку для пополнения энергии.
6.Энергию нельзя ни увидеть, ни потрогать.
Игра « Что было бы если бы не было…»
Бросаем мяч, ребёнку называя при этом электрический прибор. А ребёнок должен назвать предмет, который выполнял его функцию в прошлом, и вернуть мяч обратно.
Пылесос – веник Холодильник – погреб
Магнитофон – музыкальный инструмент Лампочка – свечка
Стиральная машина – стиральная доска Фен – солнце
Электрический утюг – угольный утюг Электродрель – молоток
Телевизор – книга с картинками Компьютер – пишущая машинка
За наш комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. Попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? (ответы детей). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Экослед товара».
Игра «Экослед товара»
Педагог: Для того чтобы электричество поступало в наши дома необходимо его получить, а для этого нужно затратить много ресурсов и средств.
Дети делятся на 2 команды.
Инструкция: Детям предлагают набор карточек с изображением бытовых приборов и составляющих компонентов электроэнергии. Используя предложенные каточки необходимо составить цепочку, как человек получает электричество. Одна команда будет описывать необходимые ресурсы для работы холодильника, вторая электроплиты.
Холодильник – электричество, вода (гидороэнергетика – ГЭС).
Электроплита – электричество, уголь, мазут, торф (тепловая – ТЭЦ).
Для того чтобы электричество поступало в наши дома необходимо его получить, а для этого нужно затратить много ресурсов и средств. Цепочки, которые мы составили, называются – экологическим следом.
Экологический след – это воздействие человека на окружающую среду, для получения каких либо благ. В нашем случае для того, чтобы получить электричество человек затратил водные ресурсы и лесные ресурсы, топливо. Что же мы можем сделать, чтобы сохранить природные ресурсы для следующих поколений, другими словами, что можно сделать, чтобы уменьшить свой экологический след? (ответы детей)
Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам.
Игра «хорошо – плохо»
Одна команда называет положительные качества электричества, вторая отрицательные. Электричество хорошо тем, что (освещает дома и улицы помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т.д.). Но электричество плохо тем, что (смертельно опасно при неправильном обращении).
Перед вами на столах лежат листы бумаги. Давайте по этому образцу составим звёздочку обдумывания для изготовления покетмода. В центре мы напишем покетмод, а на лучиках что необходимо для его изготовления. Для удобства заполнения звёздочки я предлагаю вам ответить на ряд вопросов (дети работают в парах, по окончании работы демонстрируют свои работы).
Вспомогательные вопросы для «звёздочки обдумывания»
- Какова потребность в изделии?
- Какова форма и размеры изделия?
- Что необходимо для изготовления изделия?
- Основные этапы технологии изготовления изделия?
- Каковы требования к оформлению изделия?
- О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
Применение такого приёма, как «Верю – не верю» – позволяет сформировать личностные, регулятивные и познавательные действия обучающихся, а приём «Хорошо – плохо» – формирует представление о том, как устроены противоречия и дает возможность оценить ситуацию с разных точек зрения, и разных позиций.
https://sad59bobruisk.schools.by/m/pages/ekologija-i-energosberezhenie-glazami-detej